Индивидуальный предприниматель (ИП) поставлен на учет по месту своего жительства и в настоящее время осуществляет деятельность, в отношении которой подлежит применению система налогообложения в виде ЕНВД. ИП осуществляет свою деятельность в одном районе города. В каждом районе города есть налоговый орган по соответствующему району

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 346.28 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

В какой налоговый орган ИП должен встать на учет в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД и представлять отчетность и уплачивать налоги? Когда прекращается обязанность по уплате ЕНВД в случае прекращения осуществления деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД? В каком налоговом органе следует ИП исполнять обязанности налогового агента по уплате НДФЛ? В какой из налоговых органов (по месту жительства, месту осуществления деятельности, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД, в оба налоговых органа) представлять уведомление об открытии (закрытии) счета?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 марта 2011 г. N 03-11-06/3/32

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), а также Административному регламенту по исполнению государственной функции, утвержденному Приказом Минфина России от 10.06.2010 N 57н "Об утверждении Административного регламента Министерства финансов Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" (далее - Административный регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.

В соответствии с Положением и Регламентом, а также Административным регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В свою очередь, согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Одновременно следует отметить, что согласно п. 2 ст. 346.28 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговом органе:

по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абз. 3 п. 2 ст. 346.28 Кодекса);

по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Абзацем 4 п. 2 ст. 346.28 Кодекса предусмотрено, что постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

Таким образом, в случае осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса), облагаемой единым налогом на вмененный доход, на территории нескольких районов одного городского округа, обслуживаемых разными налоговыми инспекциями, на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход хозяйствующий субъект вправе встать и, соответственно, представлять налоговую декларацию и уплачивать налоги в налоговый орган, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет. Соответственно, вставать на учет в каждом из налоговых органов в данной ситуации не требуется.

При прекращении одного из видов предпринимательской деятельности организация или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о снятии с учета по форме N ЕНВД-3 (для организаций) или N ЕНВД-4 (для индивидуальных предпринимателей) для того, чтобы получить уведомление о снятии с учета.

Так, исходя из п. 3 ст. 346.28 Кодекса снятие с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой указанным налогом.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход направляет ему уведомление о снятии его с учета.

Обязанность по уплате единого налога на вмененный доход прекращается у налогоплательщиков только в случае снятия их с учета в налоговых органах в качестве плательщиков вышеуказанного налога.

Поэтому налогоплательщики, окончательно прекратившие осуществление деятельности в сферах, подпадающих под действие законодательства о едином налоге на вмененный доход, в том числе по одному из видов предпринимательской деятельности или же по отдельно расположенному месту осуществления такой деятельности, утрачивают обязанность по уплате единого налога на вмененный доход после снятия с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

Также по вопросам письма сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса. Указанные индивидуальные предприниматели являются налоговыми агентами.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность, облагаемую в соответствии с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых им работникам, нанятым в целях осуществления такой деятельности.

В связи с этим на такого индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц при выплате дохода указанным наемным работникам.

В соответствии с п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Если индивидуальный предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах, в том числе по месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и по месту жительства, налог на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется единый налог на вмененный доход, следует перечислять в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением данной деятельности.

В указанный налоговый орган индивидуальному предпринимателю, являющемуся налоговым агентом, следует также представлять сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса.

По вопросу о порядке уведомления налогового органа об открытии (закрытии) индивидуальным предпринимателем счета, используемого им в предпринимательской деятельности, необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 11 Кодекса счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 2.3 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью, индивидуальным предпринимателям открываются расчетные счета.

При этом пп. 1 п. 2 ст. 23 Кодекса установлено, что налогоплательщик - индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства об открытии или о закрытии счетов, используемых им в предпринимательской деятельности.

Сообщение об открытии банковского счета необходимо представить в налоговый орган по форме N С-09-1, утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

Также обращаем внимание, что нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке, согласно ст. 118 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

22.03.2011