Общество с ограниченной ответственностью А на момент создания (18.08.2007) имело более 25 процентов доли участия другого юридического лица - общества Б. Общество Б продало долю в уставном капитале общества А другим лицам, в результате такой сделки доля участия общества Б в обществе А составила менее 25 процентов. Доля остальных участников общества А - также менее 25 процентов
Решением общего собрания участников общества А в учредительные документы внесены изменения в части состава и размера доли участников, однако государственную регистрацию изменений размера долей участников общество А произвело не после сделки (сентябрь 2007 г.), а в январе 2009 г.
01.10.2007 общество А обратилось в налоговый орган с уведомлением о применении с 01.01.2008 упрощенной системы налогообложения. Инспекция подтвердила возможность применения обществом упрощенной системы налогообложения.
По результатам выездной налоговой проверки общества А налоговая инспекция сделала вывод, что общество в связи с несвоевременным обращением с заявлением о государственной регистрации изменений в учредительные документы неправомерно применяло УСН до января 2009 г., налоговым органом произведены доначисления налоговых платежей по общей системе налогообложения. Есть ли основания для признания правомерными действий налогового органа?
Ответ: В данном случае ситуация такова, что организация А (ООО) на момент создания (18.08.2007) имела более 25 процентов доли участия другого юридического лица - общества Б, которое продало долю в уставном капитале общества А другим лицам, в результате чего доля участия общества Б в обществе А составила менее 25 процентов. Доля остальных участников в обществе А была также менее 25 процентов. Решением общего собрания участников организации А в учредительные документы внесены изменения в части состава и размера доли участников, однако государственная регистрация изменений размера долей участников ею была произведена не после сделки (сентябрь 2007 г.), а в январе 2009 г. 01.10.2007 общество А обратилось в налоговый орган с уведомлением о применении с 01.01.2008 УСН, возможность применения которой была подтверждена налоговым органом.
По нашему мнению, в рассматриваемом случае есть основания для признания действий налогового органа, доначислившего организации А налоговые платежи по общей системе налогообложения в результате проведенной выездной проверки, правомерными, учитывая, что общество в связи с несвоевременным обращением с заявлением о государственной регистрации изменений в учредительные документы неправомерно применяло УСН до января 2009 г.
Обоснование: На основании п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Переход на упрощенную систему налогообложения обусловлен рядом требований к лицу, желающему применять УСН.
Организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, на основании пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
При этом п. 4 ст. 346.13 НК РФ установлено, что, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица (пп. "д" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)).
В силу п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в пп. "м", "о", "р", обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ и п. 4 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации таких изменений.
Таким образом, в связи с несвоевременным сообщением обществом А сведений об уменьшении доли участника, владеющего более чем 25 процентами юридического лица, общество не имело правовых оснований для применения УСН.
ФАС Северо-Западного округа Постановлением от 04.10.2010 по делу N А05-20122/2009 при рассмотрении дела, основанного на схожих обстоятельствах, отказал налогоплательщику в удовлетворении кассационной жалобы (Определением ВАС РФ от 04.02.2011 N ВАС-12/11 подтверждена правомерность судебного акта).
Относительно направления налоговым органом обществу уведомления о возможности применения УСН сообщаем, что возможность перехода на УСН при соблюдении установленных НК РФ критериев носит добровольно-уведомительный характер, направление налоговым органом налогоплательщику уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения расценивается судами как обстоятельство, которое не означает перевод налогоплательщика на УСН (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 N 6159/08).
М. Ю.Мордасов
Юридическая компания "Юново"
19.03.2011