Налоговый орган по результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной организацией, направил по адресу государственной регистрации организации уведомление о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. При этом налоговый орган не стал направлять уведомление также и по известному ему почтовому адресу организации. Организация указанное уведомление не получила ввиду ее отсутствия по адресу государственной регистрации. Считается ли организация в указанном случае извещенной надлежащим образом?

Ответ: В ситуации, когда налоговый орган по результатам камеральной проверки налоговой декларации, представленной организацией, направил по адресу государственной регистрации организации уведомление о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не направив при этом уведомление также и по известному ему почтовому адресу, у организации, не получившей указанное уведомление ввиду ее отсутствия по адресу государственной регистрации, есть основания доказать в суде, что она не является извещенной надлежащим образом.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного п. 7 данной статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Таким образом, следует вывод, что лицо должно быть надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Отсутствие лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, не является основанием для переноса или отложения такого рассмотрения.

Вместе с тем следует отметить, что НК РФ не конкретизирует применительно к ст. 101 НК РФ, что следует понимать под надлежащим уведомлением налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Как указал ФАС Московского округа в Постановлении от 19.10.2010 N КА-А40/12520-10, в случае если налоговый орган располагает сведениями как об адресе места нахождения, так и о фактическом адресе организации, то налоговый орган должен направить требование по всем известным ему адресам, в противном случае следует, что организации не было надлежащим образом вручено требование о представлении документов.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 16.03.2010 N Ф09-1500/10-С3 пришел к аналогичному выводу.

ФАС Московского округа в Постановлении от 10.02.2009 N КА-А40/12874-08 определил, что направление документов, принимаемых налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки, только по адресу государственной регистрации налогоплательщика, при условии наличия сведений о фактическом адресе, является формальным подходом к исполнению налоговым органом его публично-правовых обязанностей, установленных налоговым законодательством. Кроме того, суд указал, что исходя из буквального толкования положений ст. 101 НК РФ для рассмотрения материалов налоговой проверки в отсутствие налогоплательщика необходимо, чтобы должностное лицо налогового органа располагало данными о том, что налогоплательщик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такие данные в рассматриваемом случае у инспекции на момент вынесения оспариваемого решения отсутствовали, что свидетельствует о необеспечении налоговым органом прав налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки. Указанные нарушения являются самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого решения инспекции.

Таким образом, по нашему мнению, следует, что налоговый орган обязан направлять налогоплательщику уведомление о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки по всем адресам налогоплательщика, известным налоговому органу.

Однако следует отметить, что ФАС Московского округа в Постановлении от 17.07.2009 N КА-А40/6466-09 (Определением ВАС РФ от 28.12.2009 N ВАС-14739/09 отказано в передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора) указал, что само по себе нарушение процедуры вынесения решения при отсутствии доводов со стороны заявителя и доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением, не может являться основанием для признания его недействительным, поскольку отсутствует одно из условий, а именно: нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

19.03.2011