О восстановлении суммы НДС по основным средствам, ликвидируемым в связи с аварией до окончания срока амортизации, в том числе остатки которых приходуются в качестве лома черных и цветных металлов; о применении НДС в отношении субсидий, выделяемых из федерального бюджета на оплату затрат по приобретению товаров (работ, услуг), связанных с ликвидацией последствий аварии, а также страховых компенсаций по основным средствам, застрахованным по договору добровольного имущественного страхования; о применении вычета НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для ликвидации последствий аварии и впоследствии используемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2011 г. N 03-07-11/61
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при ликвидации последствий аварии и сообщает.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании п. п. 2 и 3 ст. 170 Кодекса налог на добавленную стоимость подлежит восстановлению в случаях, если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, не используются для операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, суммы налога по основным средствам, ликвидируемым в связи с аварией до окончания срока амортизации, в том числе остатки которых приходуются в качестве лома черных и цветных металлов, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Что касается налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, выделяемых из федерального бюджета на оплату затрат по приобретению товаров (работ, услуг), связанных с ликвидацией последствий аварии, а также страховых компенсаций по основным средствам, застрахованным по договору добровольного имущественного страхования, то в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу по этому налогу не включаются.
Поэтому денежные средства в виде субсидий, получаемые из федерального бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), связанных с ликвидацией последствий аварии, а также в виде страховых компенсаций по основным средствам, застрахованным по договору добровольного имущественного страхования, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).
По вопросу вычета налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для ликвидации последствий аварии и впоследствии используемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению, сообщаем, что указанные суммы налога принимаются к вычету в общеустановленном порядке на основании вышеуказанного пп. 1 п. 2 ст. 171 Кодекса.
В то же время необходимо отметить, что при оплате указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость, по нашему мнению, к вычету не принимаются, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
18.03.2011