Может ли являться основанием для предоставления арбитражным судом отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд тот факт, что деятельность организации носит сезонный характер?

Ответ: На основании ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка (п. 2 ст. 333.41 НК РФ).

Исходя из изложенного положения гл. 25.3 НК РФ предусматривают только одно основание для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд - имущественное положение плательщика. Положений, согласно которым перечень оснований для предоставления такой отсрочки или рассрочки не ограничен, а также согласно которым сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг плательщиком является основанием для предоставления такой отсрочки или рассрочки, НК РФ не содержит.

В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" указано, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Данная позиция Пленума ВАС РФ подтверждает то, что основание для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд только одно - имущественное положение плательщика.

Правомерность данного вывода подтверждается и практикой нижестоящих арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2009 N Ф04-3056/2009(7265-А46-11), Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2008 N А29-9511/2007, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 N 07АП-2257/10).

Дополнительно отметим, что такое основание, как сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг, заинтересованным лицом указано в пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ применительно к отсрочке или рассрочке уплаты налога, однако согласно п. 2 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, а это значит, что положения гл. 25.3 НК РФ в данном случае являются специальными по отношению к нормам гл. 9 НК РФ.

Таким образом, тот факт, что деятельность организации носит сезонный характер, сам по себе не может являться основанием для предоставления арбитражным судом отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд такой организации может быть предоставлена судом только исходя из ее имущественного положения (организация, ходатайствуя о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины, обязана документально подтвердить отсутствие возможности ее уплатить).

Д. В.Комаров

Счетная палата

Российской Федерации

18.03.2011