Об определении времени проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; о разграничении ответственности оператора электронной площадки и организатора открытых торгов, а также о решении вопроса о возможном нарушении прав и разграничении ответственности между оператором и организатором торгов в судебном порядке

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 марта 2011 г. N Д06-1598

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу завершения электронных торгов при продаже имущества (предприятия) должников и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Одновременно указанным Положением предусматривается, что Минэкономразвития России обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в срок, определенный законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства Российской Федерации и осуществление контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.

В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей.

В соответствии с п. 6.4 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 (далее - Порядок), установлено, что при проведении открытых торгов устанавливается время приема предложений участников торгов о цене имущества (предприятия) должника, составляющее один час от времени начала представления предложений о цене имущества (предприятия) должника до истечения времени представления предложений о цене имущества (предприятия) должника и не более тридцати минут после представления последнего предложения о цене имущества (предприятия) должника. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более высокой цене имущества (предприятия) должника не было представлено, открытые торги автоматически, при помощи программных и технических средств электронной площадки завершаются.

Учитывая вышеизложенное, Департамент считает, что время проведения открытых торгов не может быть менее одного часа, при этом открытые торги могут быть продлены на 30 минут от времени подачи последнего предложения о цене в течение установленного времени проведения торгов.

По вопросу разграничения ответственности оператора и организатора открытых торгов Департамент отмечает, что законодательством Российской Федерации установлены обязанности организатора торгов и оператора электронной площадки, в связи с чем ответственность за нарушение порядка проведения торгов может быть возложена как на арбитражного управляющего, так и на оператора электронной площадки в зависимости от фактических обстоятельств нарушения требований, предусмотренных законодательством, включая факт наличия вины, а также от того, на кого возложена обязанность по их исполнению.

Также сообщаем, что в соответствии с п. 2.7 Порядка организатор торгов является зарегистрированным на электронной площадке лицом после заключения договора с оператором электронной площадки на проведение открытых торгов.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Ни Законом о банкротстве, ни Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 не установлено условий об ответственности оператора электронной площадки и организатора торгов.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В связи с этим Департамент считает, что в договоре оператора электронной площадки и организатора торгов возможно предусмотреть условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

Однако Департамент отмечает, что в соответствии с п. 20 ст. 110 Закона о банкротстве предусмотрено утверждение регулирующим органом (Минэкономразвития России) требований к обеспечению ответственности операторов электронных площадок, в том числе в форме предоставления банковской гарантии.

Вместе с тем в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Принимая во внимание вышеуказанное, Департамент считает, что решение вопроса о возможном нарушении прав, а также разграничении ответственности между оператором и организатором торгов должно осуществляться в судебном порядке.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

17.03.2011