Некоторые вопросы, связанные с исключением военнослужащего из списков личного состава воинской части

(Бабкин Р. С., Шанхаев С. В.)

("Право в Вооруженных Силах", 2005, N 11)

Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСКЛЮЧЕНИЕМ

ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ИЗ СПИСКОВ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Р. С. БАБКИН, С. В. ШАНХАЕВ

Р. С. Бабкин, юрист.

С. В. Шанхаев, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.

Любой командир (начальник) не застрахован от совершения подчиненными военнослужащими, в частности проходящими военную службу по призыву, самовольного оставления воинской части (места службы), дезертирства или в силу других причин длительного безвестного отсутствия военнослужащих по месту постоянной службы, когда место их нахождения неизвестно и не установлено полномочными органами. Что же делать командиру с имуществом (обмундирование, оружие, техника и пр.), переданным такому военнослужащему под отчет, как быть с денежным, вещевым и продовольственным довольствием и каким образом исключить такого военнослужащего из списков личного состава воинской части?

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением установленных указанным пунктом и Положением о порядке прохождения военной службы случаев, в частности, когда военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Практически аналогичное положение содержит подп. "е" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237), устанавливающий случай, когда допускается зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника): в связи с безвестным отсутствием более одного месяца - до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим.

Чтобы разобраться с понятиями "признание безвестно отсутствующим", "объявление умершим", необходимо обратиться к гражданскому (Гражданский кодекс Российской Федерации; далее по тексту - ГК РФ) и гражданскому процессуальному законодательству (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации; далее по тексту - ГПК РФ).

Так, в соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится в порядке, установленном гл. 30 ГПК РФ. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица (ст. 276 ГПК РФ).

В предмет доказывания по данной категории гражданских дел особого производства входят следующие обстоятельства.

1. Безвестное отсутствие военнослужащего. Это материально-правовое основание, которое установлено ГК РФ для признания лица безвестно отсутствующим. Безвестное отсутствие состоит из группы фактов:

- установление места службы;

- отсутствие военнослужащего в этом месте службы;

- отсутствие в месте жительства (службы) военнослужащего сведений о месте его пребывания в течение одного года.

При этом срок, установленный для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

В условиях Вооруженных Сил Российской Федерации день получения последних сведений об отсутствии военнослужащего установить не составляет труда, так как первый день отсутствия военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, должен быть отражен в Книге вечерней поверки подразделения.

2. Факты активной и пассивной легитимации - наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина (военнослужащего) безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим. ГПК РФ не определяет, кто может быть заявителем по данным делам. Соответственно с таким заявлением вправе обратиться любое заинтересованное лицо (ст. 276 ГПК РФ). Практически заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. В заявлении должна указываться цель признания лица безвестно отсутствующим. Цель должна носить правовой характер, т. е. иметь связь с правовыми последствиями признания лица безвестно отсутствующим - исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания гражданина безвестно отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих правовых отношений, т. е. в данном случае в суд необходимо представить документы, подтверждающие, что данный военнослужащий находится в списках личного состава воинской части (выписка из приказа командира части о зачислении данного военнослужащего в списки части).

Если же заявитель (командир части) не указал цель, для которой требуется признание гражданина безвестно отсутствующим, то суд оставляет заявление без движения (ст. 136 ГПК РФ).

3. Принятие заявителем мер по розыску военнослужащего. В Вооруженных Силах Российской Федерации действует директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу" от 9 марта 1996 г. N ДГШ-8, которая обязывает командиров частей принимать меры по розыску данных военнослужащих.

4. Невозможность установления места нахождения данного лица.

5. Отсутствие спора о праве. В случае если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ст. 263 ГПК РФ).

Необходимые доказательства:

- выписка из приказа о зачислении военнослужащего в списки части;

- доказательства отсутствия военнослужащего в месте его постоянной службы в течение одного года (свидетельские показания сослуживцев, выписка из Книги вечерней поверки и т. д.);

- доказательства принятых мер по установлению места нахождения военнослужащего, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим (запросы в различные органы, в том числе и те, которые указаны в вышеназванной директиве);

- доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства (нахождения) военнослужащего;

- доказательства наличия правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим.

Применительно к конкретному делу могут быть представлены иные доказательства, способствующие установлению фактов предмета доказывания.

Практикуется также направление запросов по месту рождения военнослужащего, месту жительства его родственников, предыдущей работы и т. п.

Признание военнослужащего умершим производится в таком же порядке, как и признание безвестно отсутствующим (гл. 30 ГПК РФ). В целом предмет доказывания идентичен.

Однако предмет доказывания при признании военнослужащего умершим можно подразделить на общий, характерный для объявления гражданина умершим при отсутствии исключительных обстоятельств, и специальный, когда эти исключительные обстоятельства присутствуют.

Общий предмет доказывания относится к делам, когда требуется установление отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. В данном случае предмет доказывания имеет много общего с предметом доказывания, рассмотренным выше.

Специальный предмет доказывания относится к двум случаям объявления гражданина умершим:

1) если в месте жительства гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, нет сведений о его месте пребывания в течение шести месяцев. Здесь, помимо указанных выше обстоятельств, в предмет доказывания включаются факты, подтверждающие наличие обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель лица от определенного несчастного случая. Обстоятельства, угрожающие смертью или дающие основание предполагать гибель лица от определенного несчастного случая, могут носить характер общеизвестных (наводнение, землетрясение, террористический акт и пр.);

2) военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В этом случае дополнительно в предмет доказывания включается установление факта нахождения на военной службе. Факт военных действий и их окончания, как правило, является общеизвестным и поэтому не подлежит доказыванию. В связи с этим ст. 277 ГПК РФ устанавливает, что в отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

По делам об объявлении умершим то обстоятельство, что ранее гражданин не признавался безвестно отсутствующим, юридического значения не имеет. Соответственно это не может служить основанием для отказа в принятии заявления.

Суд также не может отказать в возбуждении дела, ссылаясь на тот факт, что заинтересованным лицом не предпринимались меры по розыску без вести пропавшего лица через органы милиции. Действующее законодательство по данной категории дел не предусматривает необходимости соблюдения досудебного порядка обращения в различные органы за розыском лица. Предпринятый розыск служит лишь одним из доказательств отсутствия военнослужащего в месте своего жительства.

В соответствии с п. 7 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Название документа