Об использовании плановых (прогнозных) финансовых показателей для определения операционной рентабельности при применении метода сопоставимой рентабельности и для обоснования рыночного уровня примененной цены в контролируемой сделке при подготовке документации
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2014 г. N 03-01-18/7232
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
1. Согласно ст. 105.5 Кодекса для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (далее - анализируемая сделка), в целях применения методов, предусмотренных ст. 105.7 Кодекса, производится сопоставление таких сделок со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.
При применении метода сопоставимой рентабельности сопоставляется операционная рентабельность, сложившаяся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 Кодекса.
При этом с рыночным интервалом рентабельности сопоставляется рентабельность той стороны анализируемой сделки, которая отвечает требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 105.12 Кодекса. Среди таких требований:
1) сторона анализируемой сделки осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль по сделкам, последовательно совершенным с одним и тем же товаром, меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;
2) сторона анализируемой сделки принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;
3) сторона анализируемой сделки не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.
В случае если сторона анализируемой сделки не отвечает требованиям, предусмотренным пп. 1 - 3 п. 6 ст. 105.12 Кодекса, для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.
Согласно п. 7 ст. 105.8 Кодекса при расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской (финансовой) отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо календарному году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке).
При этом обращаем внимание, что показатели, указанные в п. 1 ст. 105.8 Кодекса, и иные финансовые показатели для целей гл. 14.3 определяются для российских организаций на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Таким образом, использование для определения операционной рентабельности плановых (прогнозных) финансовых показателей Кодексом не предусмотрено.
2. В случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных гл. 14.3 Кодекса, в документации, обосновывающей рыночный уровень примененной цены в контролируемой сделке, согласно п. 2 ст. 105.15 Кодекса отражаются сведения об использованных методах, в том числе сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности.
Соответственно, использование при подготовке документации, предусмотренной ст. 105.15 Кодекса, для обоснования рыночного уровня примененной цены в контролируемой сделке плановых (прогнозных) финансовых показателей, отражающих величину доходов (прибыли), получение которых ожидается в будущем, Кодексом не предусмотрено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
20.02.2014