Работник поступил на работу в организацию. Однако трудовая книжка работником была потеряна. Какая организация должна восстанавливать трудовую книжку - организация, в которую устраивается работник, либо восстанавливать трудовую книжку необходимо на предыдущем месте работы? Возможно ли восстановить трудовую книжку на основании заверенной копии трудовой книжки, которой больше года?

Ответ: Если на работу в организацию поступил работник, у которого трудовая книжка потеряна, то работодатель должен оформить такому работнику либо дубликат трудовой книжки, в котором указываются сведения об общем и (или) непрерывном стаже, либо новую трудовую книжку, в которой не указывается предыдущий стаж работы.

При этом ксерокопия трудовой книжки, даже заверенная надлежащим образом, не будет являться документом, подтверждающим трудовой стаж работника.

Обоснование: На основании ч. 5 ст. 65 Трудового кодекса РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Как видно из содержания ч. 5 ст. 65 ТК РФ, в данном случае обязанность по оформлению работнику трудовой книжки ложится на нового работодателя.

Однако на сегодняшний день законодательством установлены специальные нормы, регулирующие правила ведения и порядок заполнения трудовых книжек.

Так, в силу п. 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), работник, утративший трудовую книжку, обязан немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.

Если работник уже принят на работу к новому работодателю, то дубликат трудовой книжки в связи с ее утратой обязан оформить новый работодатель по письменному заявлению от работника.

Согласно п. 32 Правил при оформлении дубликата трудовой книжки в него необходимо внести:

а) сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами;

б) сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.

В Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, и в п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (далее - Правила подсчета), приведен перечень документов, подтверждающих трудовой стаж. К таким документам относятся: справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов, расчетные книжки и членские билеты профсоюзов, учетные карточки члена профсоюза.

При этом работник может обратиться в ПФР для подтверждения страхового стажа после 2002 г. Так, согласно п. 2 Правил подсчета в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности:

1) выполнявшейся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

2) выполнявшейся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР на добровольной основе;

3) иные периоды.

Указанные периоды подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

Таким образом, ксерокопия трудовой книжки, даже заверенная надлежащим образом, не будет являться документом, подтверждающим трудовой стаж работника.

В этом случае работнику может быть оформлена новая трудовая книжка, в которую не войдут сведения о трудовой деятельности и стаже в прошлом.

О. С.Косыгина

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

16.03.2011