Организация в 2013 г. организовала проведение аттестации рабочих мест. Обязана ли организация в 2014 г. организовывать специальную оценку условий труда в случае, если офис организации и, соответственно, рабочие места ее офисных работников были переведены в другое здание, условия расположения рабочих мест в котором отличаются от условий, при которых проводилась аттестация (меньшая площадь помещений, отсутствие автоматизированной системы кондиционирования воздуха и т. п.)?
Ответ: По нашему мнению, при переводе офиса в другое здание осуществлен ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Следовательно, организация в рассматриваемом случае обязана организовать проведение внеплановой специальной оценки условий труда вне зависимости от того, что в отношении рабочих мест переведенных в другое здание работников не истек срок ранее проведенной аттестации.
Обоснование: Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанный порядок действует с 01.01.2014.
До указанной даты законодательством было предусмотрено проведение аттестации рабочих мест. При этом аттестации подлежали рабочие места, указанные в п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
Частью 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) предусмотрено, что, в случае если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Частью 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в том числе в случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Кроме того, в качестве дополнительной информации отмечаем, что согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.4.548-96 "2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21) под рабочим местом понимается участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае организацией в связи с переводом офиса в другое здание и, как следствие, изменением условий труда осуществлен ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Следовательно, на основании ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ организация в рассматриваемом случае обязана организовать проведение внеплановой специальной оценки условий труда вне зависимости от того, что в отношении рабочих мест переведенных в другое здание работников не истек срок ранее проведенной аттестации.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
20.02.2014