Десятилетний юбилей Евразийской патентной конвенции

(Еременко В. И.)

("Адвокат", 2005, N 10)

Текст документа

ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ ПАТЕНТНОЙ КОНВЕНЦИИ

В. И. ЕРЕМЕНКО

Еременко В. И., начальник отдела права Евразийского патентного ведомства, доктор юридических наук.

Разработка и принятие Евразийской патентной конвенции - это следствие объективных процессов патентной интеграции, происходивших на постсоветском евразийском пространстве. После упразднения в декабре 1991 г. Госпатента СССР и образования национальных патентных ведомств в бывших республиках СССР изобретатели и хозяйствующие субъекты были поставлены перед необходимостью подавать патентные заявки в каждое национальное патентное ведомство для защиты своих имущественных интересов в государствах - субъектах бывшего СССР. Это было связано со значительными неудобствами, потерей времени и дополнительными расходами. Поэтому возникла идея создания путем принятия международного договора единого патентного ведомства, деятельность которого компенсировала бы негативные последствия нарушения единого патентного пространства на территориях вновь образованных государств.

Реальные шаги по созданию Евразийской патентной организации были предприняты в 1993 г. В г. Москве 12 марта 1993 г. состоялось совещание глав правительств государств СНГ, где было подписано Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. Статья 1 данного Соглашения предусматривала, в частности, разработку Конвенции по охране промышленной собственности открытого типа. Вскоре, однако, от идеи разработки полномасштабной Конвенции, включающей ряд объектов промышленной собственности, пришлось отказаться. На первом этапе создания межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности было решено ограничиться интеграцией в области охраны изобретений.

Официальное подписание Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) состоялось 9 сентября 1994 г. в г. Москве на заседании Совета глав правительств стран СНГ. ЕАПК была подписана главами правительств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана и Украины, после чего начался процесс ратификации и присоединения к ЕАПК.

ЕАПК не была ратифицирована Грузией и Украиной. Однако к ней первым присоединился Туркменистан, после чего процесс ратификации набрал полные обороты. ЕАПК в соответствии со ст. 26 (4) вступила в силу 12 августа 1995 г. после сдачи на хранение Генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности акта о присоединении к Конвенции Туркменистана (1 марта 1995 г.) и ратификационных грамот Республики Беларусь (8 мая 1995 г.) и Республики Таджикистан (12 мая 1995 г.). По состоянию на 1 января 2005 г. государствами - участниками ЕАПК являются следующие государства (по мере их графика ратификации ЕАПК или присоединения к ней): Республика Туркменистан, Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Российская Федерация, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Армения.

Вступление в силу Евразийской патентной конвенции - значительное событие для изобретателей и предпринимателей как государств - бывших субъектов СССР, так и всего мирового сообщества.

С 1 января 1996 г. приступило к работе по приему и рассмотрению евразийских заявок Евразийское патентное ведомство, что практически означало возможность оформления правовой охраны изобретений на основе получения единых евразийских патентов, действующих на территории упомянутых выше девяти государств.

Действие ЕАПК на территории государств-участников обеспечивает заявителям существенные преимущества процедурного и экономического характера.

Вместе с тем важно отметить и политическое значение принятия Евразийской патентной конвенции. Поскольку Евразийская патентная конвенция носит открытый характер, подтверждаемый ее ст. 26, она не ограничена участием государств СНГ. Членство в ЕАПК открыто для любого государства - члена ООН, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации, которое расположено в Европе или Азии.

Декларируя стремление государств - участников ЕАПК создать межгосударственную систему в области охраны изобретений на основе единого патента, преамбула указывает, что заключаемая Евразийская патентная конвенция представляет собой специальное соглашение в соответствии со ст. 19 Парижской конвенции и договор о региональном патенте в соответствии со ст. 45(1) Договора о патентной кооперации (РСТ).

Статьей 1 ЕАПК предусматривается учреждение Евразийской патентной системы. Каково же ее соотношение с национальными патентными системами? В п. 1 ст. 1 ЕАПК предписывается, что государства-участники сохраняют за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений.

Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской патентной системе, кроме полномочий в отношении евразийских патентов, которые переданы государствами-участниками в силу положений ЕАПК в компетенцию Евразийской патентной организации, в чем проявилась готовность государств идти в определенной мере на добровольное ограничение суверенитета, что в конечном итоге соответствует их собственным интересам.

Следовательно, Евразийская патентная организация (ЕАПО) - региональная международная организация, имеющая наднациональный характер, основной деятельностью которой является выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов. Этот вывод подтверждается также п. 5 ст. 2 ЕАПК, согласно которой ЕАПО является межправительственной организацией.

Данные обстоятельства означают, что ЕАПО по своей природе - субъект международного права со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Основное из них - ее международная правосубъектность, т. е. возможность участия в международных отношениях, урегулированных нормами международного права. При этом ЕАПО, как и другие международные организации, является коллективным субъектом международного права, поскольку ее права и обязанности - это права и обязанности государств-участников в совокупности.

Согласно п. 5 ст. 2 ЕАПК Организация имеет статус юридического лица. В каждом государстве-участнике ЕАПО обладает правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства, может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. При этом следует отметить, что ЕАПО не является юридическим лицом государства, в котором расположена ее штаб-квартира, или какого-либо иного государства-члена. Поэтому ЕАПО, как и любая другая международная организация, не подпадает под юрисдикцию того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира, и не работает под контролем соответствующих властей государства. Это связано с тем, что международная организация ни в коем случае не должна попадать в зависимость от одного или группы государств-членов.

В этих целях между государством, где располагаются органы международной организации, и международной организацией заключается договор, по которому принимающее государство предоставляет ей помещения, соответствующие привилегии и иммунитеты, необходимые для беспрепятственного осуществления своих задач и целей. В рамках Евразийской патентной системы - это Соглашение между Правительством Российской Федерации и Евразийской патентной организацией о штаб-квартире Евразийской патентной организации, вступившее в силу 15 апреля 1998 г.

Официальный язык ЕАПО - русский, а местонахождение ее штаб-квартиры - г. Москва.

Одним из органов Евразийской патентной организации является Административный совет - своего рода представительный орган, в котором присутствует каждое государство - участник ЕАПК. Его общая задача - контроль над деятельностью Евразийского патентного ведомства.

Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ) выполняет роль исполнительного органа ЕАПО. Как сказано в ст. 4 ЕАПК, Евразийское ведомство "выполняет все административные функции Организации. Оно является секретариатом Организации". Евразийское ведомство возглавляет Президент, являющийся высшим должностным лицом ЕАПО.

Евразийская патентная конвенция, являющаяся актом высшей юридической силы в системе нормативных актов ЕАПО, представляет собой правовую основу Евразийской патентной системы. Сама Евразийская патентная конвенция имеет "рамочный" характер, т. е. в ней определены основополагающие нормы, получившие развитие и детализацию в других нормативных актах, в первую очередь в нормативных актах, утвержденных Административным советом ЕАПО, а именно Административной инструкции, Патентной инструкции, Финансовой инструкции, Правилах процедуры Административного совета ЕАПО, Положении о пошлинах ЕАПО.

Так, в Правилах процедуры Административного совета регламентирован порядок проведения заседаний и принятия решений Административным советом.

Предметом регулирования Административной инструкции являются вопросы деятельности Административного совета, управления Евразийским патентным ведомством, включая правила, связанные со штатом служащих. Отдельным нормативным правовым актом утверждено Положение об условиях труда служащих Евразийского патентного ведомства.

Положения Патентной инструкции регулируют правоотношения, связанные с подачей евразийских заявок, их рассмотрением, выдачей евразийских патентов и охраной, предоставляемой евразийскими патентами. Она состоит из шести глав, включающих семьдесят пять правил.

Финансовая инструкция посвящена в основном бюджету ЕАПО, а также ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Положение о пошлинах устанавливает порядок, размеры и сроки уплаты пошлин, предусмотренных Конвенцией и Патентной инструкцией.

В частях III и IV ЕАПК закреплены соответственно материальные и процедурные нормы патентного права. Основные их положения сводятся к следующему.

Конвенцией предусматривается заявительская система подачи заявки, согласно которой патент выдается первому заявителю без проверки его правомочий в отношении заявленного изобретения. Как сказано в ст. 7 (2) ЕАПК, в Евразийском ведомстве заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Право на евразийский патент принадлежит изобретателю или его правопреемнику.

Патентоспособным признается изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Срок действия евразийского патента составляет 20 лет с даты подачи евразийской заявки. Возможно продление срока действия евразийского патента в отношении договаривающегося государства, законодательство которого предусматривает продление срока действия национального патента на изобретение.

Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом, определяется формулой изобретения. При этом описание и чертежи служат только для целей толкования формулы изобретения.

Патентовладелец обладает исключительным правом использовать, разрешать или запрещать другим использование запатентованного изобретения. Он может также распоряжаться своим правом: передавать или выдавать на него лицензии. После опубликования евразийской заявки заявителю предоставляется временная охрана в соответствии с национальным законодательством государств-участников.

Споры, касающиеся действительности евразийского патента или нарушения евразийского патента в конкретном государстве-участнике, разрешаются национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании ЕАПК и Патентной инструкции (ст. 13 (1) ЕАПК). При этом решение по спору имеет силу на территории государства-участника, где оно было вынесено, а не во всех государствах - участниках ЕАПК, т. е. это решение не имеет абсолютного характера. Из сказанного следует, что рассмотрение упомянутых выше споров происходит в рамках процессуальных норм государств-участников с применением соответствующих материальных норм нормативных правовых актов ЕАПО, что свидетельствует о едином характере евразийского патента.

В статье 14 ЕАПК приведен примерный перечень деталей, касающихся материальных норм патентного права, которые должны содержаться в Патентной инструкции, включая, например, правопреемство и другие виды передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент; в ст. 19 изложен примерный перечень деталей, касающихся евразийской патентной процедуры, которые должны присутствовать в Патентной инструкции, в частности условия и процедура административного аннулирования евразийских патентов.

Согласно ст. 15 ЕАПК евразийская заявка может быть подана непосредственно в Евразийское ведомство или (для заявителей государств-участников) через национальное патентное ведомство, если это предусмотрено законодательством данного государства.

Процедура получения евразийского патента включает следующие этапы: проведение формальной экспертизы, проведение патентного поиска, публикация евразийской заявки, рассмотрение заявки по существу, регистрация евразийского патента, его публикация и выдача патентовладельцу.

Формальная экспертиза евразийской заявки, в том числе поступившей из национального ведомства, проводится в ЕАПВ после установления даты подачи заявки при наличии документа, свидетельствующего об уплате единой процедурной пошлины.

Патентный поиск по евразийской заявке проводится на основе формулы изобретения с соответствующим учетом описания и в случае необходимости с привлечением дополнительных материалов.

Евразийская заявка публикуется ЕАПВ по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета либо (по ходатайству заявителя) ранее указанного срока.

По ходатайству заявителя, поданному в ЕАПВ до истечения шести месяцев с даты публикации евразийской заявки, а если отчет о патентном поиске публикуется отдельно, то с даты его публикации и при уплате пошлины ЕАПВ проводит экспертизу заявки по существу.

Если установлено, что изобретение отвечает условиям патентоспособности, ЕАПВ принимает решение о выдаче евразийского патента при условии, что заявитель согласен с редакцией евразийского патента, в которой ЕАПВ намеревается его выдать. Если патентной экспертизой установлено несоответствие предложенного решения какому-либо условию патентоспособности, выносится решение об отказе в выдаче патента.

При несогласии с решением ЕАПВ об отказе в выдаче патента заявитель может в трехмесячный срок с даты получения уведомления об этом отказе подать в ЕАПВ возражение. Это возражение рассматривается в четырехмесячный срок со дня его получения ЕАПВ коллегией, состоящей из трех экспертов, два из которых ранее не принимали решение по существу данного возражения. Постановление по возражению на решение ЕАПВ, утвержденное Президентом, является окончательным.

В течение четырех месяцев с даты направления ЕАПВ заявителю уведомления о готовности выдать евразийский патент (или в течение трех месяцев с даты получения уведомления заявителем) уплачивается пошлина за выдачу евразийского патента и его публикацию. После получения этой пошлины ЕАПВ направляет заявителю решение о выдаче евразийского патента, производит регистрацию патента в Реестре евразийских патентов, осуществляет публикацию сведений о выдаче патента (в течение шести месяцев с даты регистрации патента) и выдачу патента. Дата публикации сведений о выдаче евразийского патента считается датой выдачи евразийского патента.

Евразийский патент имеет действие на территории всех государств-участников с даты его публикации (без уплаты каких-либо дополнительных пошлин) до даты уплаты первой годовой пошлины за поддержание евразийского патента в силе, соответствующей дате подачи евразийской заявки (единый характер действия евразийского патента). После уплаты первой годовой пошлины и указания каждого государства-участника, в котором владелец евразийского патента желает продолжения его действия, евразийский патент действует на территории указанных государств-участников (всех государств или части из них).

После указания владельцем евразийского патента государств-участников, в которых он намерен поддерживать свой патент в силе, единый евразийский патент распределяется, образно говоря, по "национальным квартирам", по числу указанных государств - участников ЕАПК.

Право на евразийский патент может быть восстановлено, но только в отношении договаривающихся государств, национальное законодательство которых предусматривает восстановление права на патент на изобретение.

Часть V ЕАПК касается важных вопросов применения Договора о патентной кооперации (РСТ). Так, в ст. 20 ЕАПК закреплен принцип приоритета норм РСТ: "Договор о патентной кооперации и Инструкция к нему применяются в рамках Евразийской патентной системы, а в случае расхождения между ними и настоящей Конвенцией и Инструкцией применяются первые".

В заключение представляется целесообразным привести некоторые статистические данные, относящиеся к деятельности Евразийского патентного ведомства.

Услугами Евразийского патентного ведомства пользуются изобретатели и хозяйствующие субъекты из 89 государств мира с нарастающей динамикой ежегодной подачи евразийских заявок в Ведомство: в 1996 г. - 118; в 1997 г. - 457; в 1998 г. - 1085; в 1999 г. - 1117; в 2000 г. - 1259; в 2001 г. - 1275; в 2002 г. - 1330; в 2004 г. - 1630.

В апреле 1997 г. Евразийское патентное ведомство выдало первый евразийский патент. На 1 января 2005 г. в Реестре евразийских патентов зарегистрировано 5573 и выдано 5318 евразийских патентов.

Таким образом, с вступлением в силу Евразийской патентной конвенции и началом деятельности Евразийского патентного ведомства у изобретателей и хозяйствующих субъектов в зависимости от их экономических интересов на постсоветском пространстве появилась возможность выбора процедуры патентования (национальной или региональной) и получения национального или евразийского патента.

Название документа