О применении организацией, перешедшей с УСН на общий режим налогообложения, НДС и налога на прибыль организаций в отношении товаров, приобретенных, но не использованных при применении УСН

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 марта 2011 г. N 03-07-11/53

В связи с письмом по вопросам применения организацией, перешедшей с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении товаров, приобретенных, но не использованных при применении данного специального налогового режима, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с п. 6 ст. 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применявшему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были включены в расходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 1 ст. 171 гл. 21 Кодекса налогоплательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты. При этом п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг) в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами, и соответствующих первичных документов.

Таким образом, при переходе организации с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным как для перепродажи, так и для использования в производственной деятельности, но не использованным в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в первом налоговом периоде, в котором организация перешла на общий режим налогообложения, при выполнении вышеуказанных условий.

Что касается налога на прибыль организаций, то согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.25 Кодекса организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом данные расходы признаются расходами месяца, в котором указанные организации переходят на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Кроме того, следует отметить, что при признании в составе расходов стоимости товаров, приобретенных как для перепродажи, так и для использования в производственной деятельности, организация должна признавать их стоимость в составе материальных расходов в порядке, установленном нормами гл. 25 Кодекса, в зависимости от применяемого организацией метода определения доходов и расходов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

15.03.2011