В процессе морской перевозки груза на судне возник пожар. В результате перевозчику пришлось выбросить за борт часть груза, в том числе принятые по договору перевозки бочки с бензином. При этом он был уведомлен о характере данного груза и согласился на перевозку

Обязан ли перевозчик возместить причиненные отправителю указанных бочек убытки?

Ответ: Если в процессе морской перевозки груза на судне возник пожар, в результате которого перевозчику пришлось выбросить за борт часть груза (бочки с бензином), перевозчик обязан возместить отправителю данного груза причиненные убытки в размере, определенном ст. 304 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

В соответствии с п. 1 ст. 151 КТМ РФ в случае, если груз, легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе, сдан под неправильным наименованием и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах, такой груз может быть в любое время в зависимости от обстоятельств выгружен, уничтожен или обезврежен перевозчиком без возмещения отправителю убытков.

На основании п. 2 ст. 151 КТМ РФ в случае, если погруженный с ведома и согласия перевозчика груз, указанный в п. 1 данной статьи, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе в зависимости от обстоятельств выгрузить, уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения отправителю убытков, за исключением общей аварии.

Из указанного пункта следует, что в случае общей аварии перевозчик обязан возместить отправителю убытки.

Как предусмотрено п. 1 ст. 284 КТМ РФ, общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

В силу п. 2 указанной статьи общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, указанных в п. 1 данной статьи.

Согласно п. 4 ст. 284 КТМ РФ правила, установленные гл. XVI "Общая авария" КТМ РФ, применяются в случае, если принимаются меры по сохранению судов и их грузов, если грузы имеются, от общей опасности.

В соответствии с абз. 2 ст. 292 КТМ РФ общей аварией при наличии признаков, указанных в ст. 284 КТМ РФ, признаются убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия.

Абзац 3 данной статьи также признает общей аварией убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 284 КТМ РФ общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия, определяемой в соответствии с правилами, установленными ст. 304 КТМ РФ.

Пункт 1 ст. 301 КТМ РФ гласит, что относящиеся к общей аварии убытки от гибели или повреждения груза определяются в соответствии со стоимостью груза в момент его выгрузки, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки.

Согласно п. 1 ст. 304 КТМ РФ общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества), определяется в соответствии с правилами, установленными данной статьей, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена.

На основании п. 2 указанной статьи контрибуционная стоимость груза определяется в момент выгрузки груза исходя из стоимости, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета - на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца. При этом из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения груза до его выгрузки либо во время его выгрузки.

Е. В.Соснов

Минфин России

15.03.2011