На территории муниципального образования соответствующим нормативным правовым актом введена система налогообложения в виде ЕНВД для такого вида деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг

Организация осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг по вывозу с территорий хозяйствующих субъектов и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автомобильным транспортом. Подпадает ли данная деятельность под действие ЕНВД?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России и сложившейся судебной практики решение вопроса о том, подпадает деятельность, связанная с оказанием услуг по вывозу с территорий хозяйствующих субъектов и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автомобильным транспортом, под ЕНВД или нет, зависит от того, является деятельность по транспортировке отходов составной частью деятельности в сфере обращения с отходами (в таком случае под ЕНВД не подпадает) или нет (в таком случае под ЕНВД подпадает).

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Как указано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.

Пунктом 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Пунктом 1 ст. 785 ГК РФ определено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Как следует из изложенного, ЕНВД применяется в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, то есть по оказанию услуг на основании договоров перевозки пассажиров и грузов, в то время как деятельность, связанная с оказанием услуг по вывозу с территорий хозяйствующих субъектов и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автомобильным транспортом, может осуществляться на основании договоров, как содержащих признаки договоров перевозки, так и нет.

Минфин России в Письме от 09.11.2010 N 03-11-06/3/154 разъяснил, что, если организация и (или) индивидуальный предприниматель оказывают услуги по вывозу жидких бытовых отходов в рамках отдельно заключенных договоров на оказание данных услуг, при этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляется, указанная предпринимательская деятельность может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности, связанного с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов (жидких бытовых отходов).

Как отметил Минфин России, аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.06.2010 N А81-4102/2009).

При этом, в случае если предпринимательская деятельность организации и (или) индивидуального предпринимателя по транспортировке жидких бытовых отходов является составной частью деятельности в сфере обращения с отходами, такая деятельность не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов. Соответственно, на уплату единого налога на вмененный доход указанная предпринимательская деятельность не переводится.

Минфин России обратил внимание на то, что такая же позиция содержится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2009 N Ф04-5187/2009(13484-А67-19), а также в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.12.2008 N А82-2206/2008-20.

Ранее данные выводы были изложены в Письме Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-11/245.

Отметим, что ФАС Уральского округа в Постановлении от 10.06.2010 N Ф09-4247/10-С2, отказывая в удовлетворении заявления организации о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения излишне исчисленного ЕНВД, не принял доводы заявителя о том, что им осуществлялись исключительно перевозки грузов (без каких-либо дополнительных видов деятельности). С учетом положений п. 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ суд пришел к выводу, что деятельность, связанная с оказанием услуг по вывозу и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автомобильным транспортом, не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов. Кроме того, суд отметил, что, принимая во внимание технологические особенности процесса сбора бытовых отходов, в рассматриваемом деле транспортировка отходов не является самостоятельным видом деятельности, а носит составной характер при выполнении работ (оказании услуг) по сбору и размещению отходов.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

15.03.2011