Об отсутствии оснований для восстановления НДС в отношении основных средств, приобретенных без НДС, в случае перехода организации на УСН; о порядке учета для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, стоимости основных средств в случае, если указанные средства были приобретены за плату в ходе приватизации государственного имущества в период применения организацией общего режима налогообложения, а также в случае, если такие основные средства были получены безвозмездно

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2011 г. N 03-07-11/50

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, организацией, перешедшей на данный специальный налоговый режим, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

На основании пп. 2 п. 3 ст. 170 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при переходе налогоплательщика налога на добавленную стоимость на специальный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, ранее принятые к вычету налогоплательщиком до этого перехода, подлежат восстановлению.

Таким образом, у организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, для указанного восстановления в отношении основных средств, приобретенных без налога на добавленную стоимость, оснований не имеется.

Что касается налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие данный специальный налоговый режим, при определении объекта налогообложения учитывают, в частности, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств с учетом положений п. п. 3 и 4 данной статьи Кодекса.

Так, согласно пп. 3 п. 3 ст. 346.16 Кодекса стоимость основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на упрощенную систему налогообложения, включается в расходы, учитываемые при исчислении единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, в следующем порядке:

в отношении основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;

в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения в размере 50 процентов стоимости основных средств, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;

в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.

На основании п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываются в вышеуказанном порядке только в отношении оплаченных основных средств, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, стоимость основных средств, приобретенных за плату в ходе приватизации государственного имущества в периоде применения общего режима налогообложения, учитывается в вышеуказанном порядке в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В случае если указанные основные средства получены безвозмездно, то стоимость таких основных средств при определении объекта налогообложения по данному налогу в составе расходов не учитывается.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

14.03.2011