Организация осуществляет розничную реализацию непродовольственных товаров с применением ККТ. Контрольно-кассовая техника часто выходит из строя. Компания хочет приобрести резервный кассовый аппарат. Какой нормативно-правовой акт регламентирует порядок регистрации и использования резервной ККТ? Вправе ли организация использовать резервную ККТ по адресу обособленных подразделений, если кассовый аппарат будет зарегистрирован в ИФНС России по юридическому адресу компании?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 11 марта 2011 г. N 17-15/022525

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пользователи контрольно-кассовой техники должны применять исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Таким образом, Законом N 54-ФЗ установлена обязанность использования только исправной контрольно-кассовой техники при осуществлении торговых операций, выполнении работ или оказании услуг.

При обнаружении неисправности контрольно-кассовой техники кассиру (продавцу), работающему на ККТ, необходимо немедленно прекратить осуществление наличных денежных расчетов с покупателями (клиентами).

Далее при невозможности устранения небольшой неисправности своими силами необходимо вызвать специалиста центра технического обслуживания, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата, и внести соответствующую запись в журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).

Кассир (продавец) совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на неисправной контрольно-кассовой технике так же, как при окончании смены, с отметкой в журнале кассира-операциониста (форма N КМ-4) неисправного кассового аппарата времени и причины окончания работы.

Действия кассира (продавца) при возникновении неисправностей указаны в п. 4.5 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов РФ 30.08.1993 N 104.

В законодательстве о применении контрольно-кассовой техники не определен порядок регистрации и использования резервного кассового аппарата.

Однако, учитывая специфику торговой деятельности (большая сеть обособленных подразделений), организация на случай возникновения неисправностей и ремонта контрольно-кассовой техники, а также для того, чтобы режим ее работы не был нарушен, вправе дополнительно зарегистрировать кассовый аппарат в территориальной налоговой инспекции г. Москвы по месту нахождения одного из обособленных подразделений, в котором организация поставлена на учет в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

В. А.НОСЕНКОВ

11.03.2011