Организация 07.02.2011 обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении копии акта выездной проверки, а также копий документов, приобщенных к данному акту, подтверждающих выявленные факты налоговых правонарушений. Налоговый орган предоставил копию акта выездной проверки, но вместе с тем отказался предоставить копии документов, приобщенных к акту, ссылаясь на то, что согласно п. 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, документы, приложенные к акту проверки, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Если организация 07.02.2011 обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении копии акта выездной проверки, а также копий документов, приобщенных к данному акту, подтверждающих выявленные факты налоговых правонарушений, а налоговый орган предоставил копию акта выездной проверки, но вместе с тем отказался предоставить копии документов, приобщенных к акту, то действия налогового органа, выразившиеся в отказе предоставить организации копии ее документов, приобщенных к акту выездной проверки, являются неправомерными.

Обоснование: Согласно п. 3.1 ст. 100 Налогового кодекса РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

В соответствии с п. 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Требования), все экземпляры акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки (за исключением акта, вручаемого проверенному лицу), а также материалы проверки и документы, приложенные к акту, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, остающиеся в налоговом органе, являются документами для служебного пользования.

Рассматривая аналогичную ситуацию, ВАС РФ в Решении от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 указал, что с момента введения в действие положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ налоговый орган обязан в силу прямого указания в НК РФ без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки, назначенной после указанной даты (02.09.2010), документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны. С введением в действие данных изменений не могут служить обоснованием непредоставления документов в указанных случаях положения п. 1.15 Требований. Суд признал недействующим п. 1.15 Требований как противоречащий НК РФ в части, допускающей неприложение налоговой инспекцией к экземпляру акта налоговой проверки для проверяемого налогоплательщика заверенных налоговым органом выписок из документов, содержащих не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, и иных документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

Решения ВАС РФ и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия (ч. 2 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В. Г.Крашенинников

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

11.03.2011