Является ли налогоплательщик надлежащим образом извещенным о рассмотрении материалов о совершении налогового правонарушения, если в уведомлении налогового органа не указаны точное время рассмотрения и номер кабинета?

Ответ: С учетом сложившейся арбитражной практики налогоплательщик не является надлежащим образом извещенным о рассмотрении материалов о совершении налогового правонарушения, если в уведомлении налогового органа не указаны точное время и номер кабинета. Данное обстоятельство может послужить основанием для отмены решения налогового органа, принятого по результатам такого рассмотрения.

Обоснование: Согласно пп. 15 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.

Форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (Приложение N 1).

Уведомление должно содержать: порядковый номер; ссылку на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ; Ф. И.О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика, наименование налогового органа; полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф. И.О. физического лица, ИНН (при наличии); наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты; день и время вызова; подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента); подпись должностного лица налогового органа и его телефон. В случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в уведомлении проставляются подпись и Ф. И.О. руководителя организации (филиала, представительства) (физического лица) (представителя), наименование организации (филиала, представительства).

При этом в соответствии с абз. 2 п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 12566/07 необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения незаконным.

По мнению арбитражных судов, уведомление не является надлежащим доказательством извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов о налоговом правонарушении, если в нем отсутствуют точное время и номер кабинета.

Отсутствие указанных реквизитов следует расценивать как нарушение положений п. 12 ст. 101.4 НК РФ, влекущее безусловную отмену решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов о совершении налогового правонарушения.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.11.2010 N А19-6577/10 судьи отклонили доводы налогового органа о том, что неуказание в уведомлении времени рассмотрения акта, номера кабинета не нарушило прав налогоплательщика, так как в уведомлении содержались сведения об исполнителе. Как указал суд, нормы НК РФ, регулирующие порядок извещения о времени и месте рассмотрения актов проверки, являются императивными, направленными на то, чтобы лицо, вызываемое налоговым органом, точно знало, по какому поводу, когда, куда и к кому оно вызывается во избежание нарушения его права на подачу возражений, участие в рассмотрении материалов проверки, дачу пояснений и представление дополнительных доказательств. Нарушение данных правил предусмотрено как безусловное основание для признания решений налогового органа незаконными.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2010 N А19-6580/10, от 23.11.2010 N А19-6574/10.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.03.2010 N А53-14835/2009 (Определением ВАС РФ от 06.07.2010 N ВАС-9301/10 отказано в передаче дела в порядке надзора) судьи отклонили доводы налогового органа о том, что реквизиты официального бланка, на котором оформлено уведомление, содержат в том числе номер телефона налоговой инспекции, по которому налогоплательщик мог уточнить точное время рассмотрения материалов проверки. Суд счел, что действия налогового органа, выразившиеся в вызове налогоплательщика уведомлением, не содержащим точное время рассмотрения, являются неправомерными.

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики, налогоплательщик не является надлежащим образом извещенным о рассмотрении материалов о совершении налогового правонарушения, если в уведомлении налогового органа не указаны точное время и номер кабинета. Данное обстоятельство может послужить основанием для отмены решения налогового органа, принятого по результатам такого рассмотрения.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

11.03.2011