В январе 2011 г. в результате пожара в квартире сгорело имущество работника. В возмещение причиненного ущерба организация выплатила ему единовременную материальную помощь в размере 50 тыс. руб. Будет ли указанная сумма облагаться НДФЛ, страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, а также страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве?

Ответ: Сумма единовременной материальной помощи, выплаченная работнику в возмещение причиненного ущерба в связи с пожаром в квартире, не будет облагаться налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (далее - страховые взносы), а также страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на травматизм) в размере 50 тыс. руб., если такая выплата будет отнесена к чрезвычайным обстоятельствам.

В ином случае материальная помощь работнику не будет облагаться НДФЛ, страховыми взносами, взносами на травматизм в размере, не превышающем 4000 руб. в год.

Обоснование: В соответствии с п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ не облагаются НДФЛ доходы в виде единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба, независимо от источника и размера выплаты.

Согласно пп. "а" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не облагаются страховыми взносами независимо от размера суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба.

Кроме того, с 01.01.2011 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08.12.2010 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" внесены изменения в порядок определения объекта обложения взносами на травматизм, а также установлены правила определения базы для их начисления. Согласно п. 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) базой для начисления взносов на травматизм является сумма выплат и иных вознаграждений, перечисляемых работнику в рамках трудовых отношений. Суммы, которые не включаются в указанную базу, перечислены в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не облагаются страховыми взносами на страхование от несчастных случаев на производстве суммы единовременной материальной помощи независимо от их размера, оказываемой организацией физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба.

В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожар квалифицируется как неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

При этом понятие "пожар" в одних нормативных актах трактуется либо как стихийное бедствие (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"), либо как чрезвычайное обстоятельство (ст. 4 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 887 Гражданского кодекса РФ).

При этом действующее законодательство РФ по налогам и сборам, страховым взносам не содержит четких определений понятий "стихийное бедствие", "чрезвычайное обстоятельство".

В специальных нормативно-правовых актах, в частности в Государственном стандарте РФ "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95", утвержденном Постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267 (далее - ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95), дано определение понятия "стихийное бедствие". В п. 3.1.6 ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 указано, что стихийное бедствие - это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды. В соответствии с ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 события, которые принято считать стихийными бедствиями, являются опасными геологическими (например, землетрясение, обвал, оползень), гидрологическими (сель, лавина, затопление, наводнение), метеорологическими (ураган, град, снег) явлениями. При этом четких критериев квалификации события в качестве стихийного бедствия ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 не содержит.

Определение понятия "чрезвычайное обстоятельство" также не дано ни в одном нормативно-правовом документе.

Законодательно закреплено лишь определение понятия "чрезвычайная ситуация". Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Кроме того, в иных нормативно-правовых актах есть упоминание о пожаре как о чрезвычайной ситуации, в частности, для целей исчисления налога на прибыль согласно пп. 6 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ к внереализационным расходам приравниваются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

В ТК РФ одним из оснований для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, упоминается наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений. При этом к числу таких обстоятельств отнесены военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, если они признаны решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Таким образом, для целей обложения НДФЛ, страховыми взносами и взносами на травматизм имеет значение отнесение пожара к чрезвычайным обстоятельствам. А для отнесения пожара к чрезвычайным обстоятельствам важно, чтобы его причина носила объективный характер и не была связана с действиями или бездействием физических лиц.

Кроме того, так как нормативно-правовыми актами пожар прямо не отнесен к чрезвычайным обстоятельствам, возможно подтвердить пожар как факт чрезвычайного обстоятельства официальным документом из соответствующего органа, в частности, это может быть справка органов Государственного пожарного надзора.

В отношении налогообложения НДФЛ суммы материальной помощи в целях возмещения материального ущерба в связи с пожаром в квартире работника УФНС России по г. Москве в 2008 г. были даны разъяснения, что это может быть признано чрезвычайным обстоятельством при наличии подтверждающих документов (Письмо УФНС России по г. Москве от 22.08.2008 N 21-11/079263@).

В отношении обложения сумм такой материальной помощи страховыми взносами и взносами на травматизм официальных разъяснений нет.

В связи с тем что определение понятия "чрезвычайное обстоятельство" не дано ни в НК РФ для целей обложения НДФЛ, ни в Законе N 212-ФЗ для целей обложения страховыми взносами, ни в Законе N 125-ФЗ в целях исчисления взносов на травматизм, не исключены споры с проверяющими по поводу обложения данных сумм материальной помощи. В настоящее время судебной практики по данному вопросу нет.

В данном случае организация вправе обратиться за разъяснениями в соответствующие официальные органы.

Кроме того, организация может воспользоваться нормами п. 28 ст. 217 НК РФ, п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, пп. 12 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ и не облагать НДФЛ, страховыми взносами, взносами на травматизм суммы такой материальной помощи в размере, не превышающем 4000 руб. за год.

М. М.Яковлева

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

09.03.2011