Организация заключает с банком, не являющимся налоговым резидентом РФ, форвардные контракты и своп-контракты, базовым активом по которым является золото

Контракты предусматривают куплю-продажу золота без его физической передачи. Стороны заключают две встречные сделки по продаже и по покупке золота с определением разницы (прибыли или убытка) на определенную сторонами дату валютирования. По итогам определения разницы (прибыли или убытка) организация банку или банк организации перечисляют в соответствующем размере денежные средства.

Каков порядок применения абз. 10 п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которому установлены правила расчета пропорции по НДС в отношении ФИСС?

Что организация должна принимать за базу для расчета пропорции: стоимость ФИСС или сумму чистого дохода (прибыль), полученного в текущем налоговом периоде? Что является суммой чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 марта 2011 г. N 03-07-11/47

В связи с письмом по вопросу ведения раздельного учета для целей налога на добавленную стоимость при осуществлении операций с финансовыми инструментами срочных сделок Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно абз. 4 п. 4 ст. 170 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению этим налогом, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость либо освобождаются от налогообложения этим налогом.

В соответствии с абз. 5 указанного пункта данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период. При этом абз. 10 п. 4 ст. 170 Кодекса установлено, что в отношении финансовых инструментов срочных сделок в целях расчета пропорции принимаются стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива, определяемая по правилам, установленным ст. 154 Кодекса, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих финансовых инструментов срочных сделок в налоговом периоде, сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде.

Нормами действующего законодательства Российской Федерации понятие суммы чистого дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива, не определено. Однако, исходя из экономического смысла данного понятия, по нашему мнению, суммой чистого дохода в указанном случае является разница между всеми полученными доходами, не связанными с реализацией базисного актива (полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок, и всеми уплаченными расходами, не связанными с реализацией базисного актива (уплаченные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

09.03.2011