Регламентация деятельности компании при помощи внутренних документов

(Трофимова Н. В., Левачева Е. К.)

("Юрист", 2005, N 11)

Текст документа

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

ПРИ ПОМОЩИ ВНУТРЕННИХ ДОКУМЕНТОВ

Н. В. ТРОФИМОВА, Е. К. ЛЕВАЧЕВА

Трофимова Н. В., Левачева Е. К., юристы Консалтинговой компании "Защита Бизнеса".

Ключевым аспектом организации управления компании является создание структуры компании, элементы которой функционируют и развиваются как единое целое. При распределении задач и функций, прав и обязанностей работников происходит движение информации и принимаются управленческие решения.

Деятельность компании регламентируется различными документами. Внешняя деятельность (взаимодействие с государственными органами, контрагентами, третьими лицами) регламентируется нормативными законодательными актами, действующими на той территории, на которой фирма осуществляет свою деятельность. Взаимодействие участников/акционеров компании осуществляется на основании учредительных документов. Внутренняя деятельность компании регламентируется внутренними (локальными) документами.

Внутренние (локальные) документы компании - это документы,

определяющие обязанности каждого работника, структуру компании,

взаимодействие структурных подразделений, порядок действия в той

или иной ситуации.

Основные внутренние документы

По мере развития компании неизбежно возникает потребность в создании внутренних документов, перечень которых определяет сама организация.

Внутренними (локальными) документами компании являются: приказы, распоряжения; инструкции, положения, регламенты, должностные инструкции и т. д., которые имеют условную иерархию.

Приказы Распоряжения

Решения

/ \

/ \

/ \

/ \

Утверждаются Приказом по обществу

/ \

/ \

/ \

\/ \/

Положения, Должностные

Инструкции, инструкции

Регламенты

При всем многообразии внутренних документов можно выделить несколько основных групп:

- Распорядительные документы (приказы, распоряжения, решения).

- Организационные документы (структура компании, штатное расписание, должностные инструкции, положения, инструкции, регламенты и т. п.).

- Информационные документы (акты, письма, докладные и служебные записки, протоколы производственных совещаний, телефонограммы и т. д.).

Распорядительные документы

Приказ - это нормативный документ, издаваемый руководителем компании для решения каких-либо задач.

Приказы делятся на два вида:

- приказы по основной деятельности;

- приказы по личному составу.

К приказам по основной деятельности относятся приказы, касающиеся производственного процесса, организации работ, планирования, снабжения, реализации продукции, ценообразования и т. п.

К приказам по личному составу относятся приказы о приеме на работу, увольнении, премировании, дисциплинарном взыскании работников; о введении внеурочной работы и т. п.

Приказами по основной деятельности утверждаются организационные документы компании (положения, инструкции, регламенты и т. п.).

Распоряжение - это документ, издаваемый руководителем организации по оперативным административно-хозяйственным вопросам.

Решение - это документ, отражающий решения производственных совещаний.

Распоряжения и решения оформляются аналогично приказам, меняется лишь реквизит "название вида документа" и в тексте употребляются слова "обязываю", "решил".

Организационные документы

Должностная инструкция - это документ, определяющий права и обязанности работника компании.

Должностная инструкция включает в себя:

- общие положения (наименование должности работника, наименование структурного подразделения, схема подчиненности работника);

- должностные обязанности работника;

- права;

- ответственность.

Должностная инструкция не включает в себя порядок действия работника, а определяет конкретные виды работ, выполняемые работником.

На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой договор (контракт) с работником. Можно не создавать должностную инструкцию, а необходимые положения включить в трудовой контракт. Но это может быть неудобно, т. к. в случае расширения обязанностей работника легче внести изменения в должностную инструкцию, чем в трудовой договор.

Работник должен знать свои обязанности, поэтому необходимо их правильно и четко прописывать в должностной инструкции, иначе впоследствии это может привести к неэффективной работе, при которой компания несет убытки, и юридически взыскать с работника такие убытки невозможно.

Положение (порядок), инструкция и регламент - это документы, регламентирующие порядок и правила действия работника в той или иной ситуации. Данные документы не распространяются на частные случаи, возникающие в процессе хозяйственной деятельности компании. В них содержится описание стандартного порядка действий, а также может быть определен порядок действий работника в случае возникновения нестандартной ситуации.

Эти документы могут распространяться как на всех работников компании, так и на ограниченный круг лиц, определенный в документе.

Положения, инструкции и регламенты могут включать в себя и дополнительные документы, которые раскрывают отдельные положения таких документов. Это происходит, когда положение содержит общий порядок действий по проекту, а по отдельным направлениям проекта необходимо создать дополнительный документ (инструкцию, положение, регламент и т. п.).

Рассмотрим это на примере Положения о коммерческой тайне.

Положение о коммерческой тайне

\ / \ /

Порядок работы Регламент увольнения

с документами, работника, имеющего

содержащими доступ к сведениям,

коммерческую относящимся

тайну к коммерческой тайне

\ /

Инструкция по заполнению

Соглашения о неразглашении

коммерческой тайны

Информационные документы

Информационными документами являются документы, используемые компанией для внешней переписки (письма, телефонограммы и т. п.), для внутренней переписки (служебные и докладные записки и т. п.), и документы, свидетельствующие о каком-либо факте, событии (акты, объяснительные и т. п.).

Служебная записка - это документ, используемый для оформления просьб и предложений, направленных руководителям отделов и (или) руководителю компании.

Докладная записка - документ, адресованный руководителю компании и содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями.

Структура внутренних документов и цель их создания

Количество и многообразие внутренних документов в компании зависит от сложности структуры самой компании.

Когда в фирме существуют структурные подразделения, возникает потребность в регламентации взаимодействия работников как внутри структурного подразделения, так и между структурными подразделениями.

Взаимодействие работников внутри структурного подразделения должно регламентироваться Положением об отделе.

Положение об отделе включает в себя:

- общие положения (состав структурного подразделения, наименование должности руководителя структурного подразделения, должностная подчиненность);

- основные направления деятельности структурного подразделения;

- круг вопросов по взаимодействию со структурными подразделениями компании (наименование структурных подразделений, круг вопросов взаимодействия);

- ответственность.

Мы рассмотрели, какие документы необходимы работнику для уяснения своих должностных обязанностей (должностная инструкция) и какой внутренний документ объединяет работников в структурное подразделение (Положение об отделе). А теперь рассмотрим взаимодействие структурных подразделений внутри компании.

Работа всех структурных подразделений направлена на достижение единой цели фирмы - процветание бизнеса. В процессе деятельности компании структурные подразделения неразрывно связаны между собой, но при этом каждое из них выполняет свою конкретную работу.

Процесс взаимодействия структурных подразделений в отдельных ситуациях, возникающих в ходе деятельности организации, регламентируется организационными документами компании.

Например, рассмотрим взаимодействие структурных подразделений производственной компании с момента поступления заказа на изготовление товара до передачи товара Клиенту.

В данном случае будут задействованы: коммерческий отдел, отдел производства, транспортный отдел, склад, бухгалтерия. Условия договора включают в себя изготовление обществом товара и его доставка Клиенту.

Схема взаимодействия выглядит следующим образом:

Клиент

/ /\

/ /

Заявка на заказ /

/ Оформленный договор

/ /

\/ /

Коммерческий отдел

/\ /\ /\ \

3 \ \ 1

\ 2 \

4 \ \ \/ Передача

\ готового товара

\ Производство > Склад

\

\

\

Уведомление о доставке товара

Передача необходимых документов

\

\ \/

\

> Бухгалтерия Транспортный отдел

1. Заявка на изготовление товара.

2. Уведомление о готовности товара.

3. Запрос о поступлении денежных средств от Клиента.

4. Информация о поступлении денежных средств от Клиента.

Такая схема взаимодействия структурных подразделений может быть описана в Регламенте по работе с Клиентами. При этом необходимо учитывать, что в случае возникновения любых нестандартных ситуаций руководитель компании должен незамедлительно быть поставлен в известность.

Если структурные подразделения не взаимодействуют друг с другом, это приводит к потере клиентской базы и, как следствие - к нерентабельной деятельности компании.

Часто возникают ситуации, когда Клиент не платит за выполненную работу (оказанные услуги). В этом случае у компании возникает дебиторская задолженность, которая остается отраженной в балансе "мертвым грузом".

Во избежание подобных ситуаций необходимо издать Регламент по взысканию дебиторской задолженности, который будет содержать в себе порядок действий работника, ведущего Клиента от начала до конца проекта по вопросам:

- направления претензии к Клиенту;

- доведения информации до сведения руководства;

- порядка ведения переписки с Клиентом;

- ответственности.

Вы видите, какое разнообразие документов, регламентирующих различные ситуации, существует в компании. Теперь возникает необходимость в построении порядка прохождения таких документов внутри организации, для этого используется Инструкция по делопроизводству.

Инструкция по делопроизводству - это документ, регламентирующий правила, прием и процесс создания документов, а также порядок работы с ними.

Инструкция по делопроизводству должна включать в себя следующие положения:

- перечень внутренних документов, действующих в компании;

- порядок создания внутренних документов;

- перечень организационных документов компании;

- порядок заполнения типовых форм документов;

- порядок создания документа в обществе;

- ответственные лица;

- порядок оформления и регистрации исходящей корреспонденции;

- порядок регистрации входящей корреспонденции;

- порядок заключения договоров с клиентами;

- документооборот внутри общества (порядок прохождения служебных, докладных и объяснительных записок);

- ответственность;

- предоставление документов на подпись руководителю и т. д.

Инструкция по делопроизводству - это основной документ в компании, и в зависимости от количества действующих документов этот документ может состоять из нескольких частей.

Например, одной из частей Инструкции по делопроизводству может быть Порядок согласования договоров.

N Наименование Ответственные лица

п/п действия

1 Составление договора Менеджер коммерческого отдела

2 Регистрация договора Делопроизводитель (секретарь,

зав. канцелярией)

Коммерческий директор;

3 Согласование договора директор по производству;

главный бухгалтер

4 Подписание договора Руководитель компании

Порядок подписания договора на изготовление товара по заказу Клиента

В процессе деятельности фирмы создается большое количество документов. При этом одни документы используются длительное время, другие быстро утрачивают свою значимость. Для долговременного хранения документов создается архив компании, а ведение архивного дела регламентируется Инструкцией по организации архивного дела.

Инструкция по организации архивного дела регламентирует:

- порядок передачи документов в архив;

- сроки хранения документов;

- порядок утверждения номенклатуры дел;

- порядок использования архивных документов;

- положения об экспертной комиссии.

В любой фирме неизбежно возникают ситуации, когда работники увольняются и устраиваются в конкурирующие организации. Запретить такую "перебежку" в соответствии с законодательством Российской Федерации невозможно, но предотвратить утечку информации необходимо. В компании должно действовать Положение о коммерческой тайне, которое включает в себя:

- основной вид деятельности компании;

- информацию, составляющую коммерческую тайну компании;

- наименование структурных подразделений и должностей, которые имеют доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

- период неразглашения информации, относящейся к коммерческой тайне, после расторжения трудового договора;

- ответственность за разглашение информации;

- условия и порядок, при которых информация подлежит разглашению.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относиться сведения о Клиентах, клиентской базе, рецептуре, ноу-хау и др. Работник должен быть ознакомлен со списком сведений, имеющих отношение к коммерческой тайне, и с ответственностью, которая на него возлагается за разглашение такой информации.

Если в процессе работы работнику передаются документы, относящиеся к коммерческой тайне, такая передача осуществляется только под роспись работника.

При приеме работника на работу с работником подписывается Соглашение о неразглашении коммерческой тайны, где определяется срок ее неразглашения и ответственность работника. Соглашение о неразглашении коммерческой тайны является неотъемлемой частью трудового договора (контракта).

Из вышесказанного вытекает, что в организации должен быть установлен Порядок работы с документами, относящимися к коммерческой тайне.

* * *

На начальной стадии развития компании руководитель, как правило, замыкает на себе решение всех вопросов. Но в процессе роста фирмы, сосредоточившись на более глобальных, стратегических вопросах развития бизнеса, руководителю неизбежно приходится передавать часть своих полномочий работникам. В этом случае возникает необходимость урегулирования порядка управления персоналом в компании путем издания внутренних (локальных) документов.

Четкое понимание каждым работником поставленной перед ним задачи и порядок ее решения создает здоровую рабочую атмосферу в коллективе, а определение функций структурных подразделений и порядок их взаимодействия необходимы для эффективного управления компанией.

Название документа