Подлежит ли обложению НДС безвозмездная передача кинотеатром на территории РФ программы своих сеансов посетителям?

Ответ: Безвозмездная передача кинотеатром на территории РФ программы своих сеансов посетителям подлежит обложению НДС, за исключением тех случаев, когда она размещена в буклетах, а также случаев, когда расходы на приобретение (создание) единицы подобной программы не превышают 100 руб. и такая передача приравнивается к рекламе.

Обоснование: На основании п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом, в целях настоящей гл. 21 НК РФ, регулирующей обложение НДС, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Согласно абз. 4 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Абзац 5 данного подпункта относит кинотеатры к учреждениям культуры и искусства в целях гл. 21 НК РФ, регулирующей обложение НДС.

На основании п. 4 Правил по киновидеообслуживанию населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 (далее - Правила N 1264), услугой по киновидеообслуживанию является показ художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных кино - и видеофильмов (далее - киновидеофильмы), предназначенных для публичной демонстрации киновидеозрелищными предприятиями и имеющих прокатные удостоверения установленного образца, выданные в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации.

Как указывает п. 13 Правил N 1264, киновидеозрелищные предприятия обязаны предоставлять зрителям полную и достоверную информацию, в том числе о времени начала и продолжительности сеанса.

Пункт 5.2 Инструкции о едином порядке ведения билетного хозяйства киновидеозрелищными предприятиями, осуществляющими платную публичную демонстрацию кино - и видеофильмов на территории Российской Федерации, утвержденной Роскомкино 30.08.1994, относит кинотеатры к киновидеозрелищным предприятиям.

Из содержания абз. 4 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что перечень товаров, которые могут быть реализованы данными учреждениями, является исчерпывающим. Программа сеансов кинотеатра в этом перечне не указана.

Вместе с тем законодательство РФ не запрещает размещение программы киносеансов в буклетах и ее реализацию посредством реализации этих буклетов.

В этом случае реализация данной программы не подлежит обложению НДС.

Законодательство не содержит определения каталогов и буклетов.

Однако исходя из общего смысла данных терминов буклет представляет собой листовое издание, сложенное в неразрезанную тетрадь, а каталог - перечень каких-либо предметов (книг, экспонатов, товаров), составленный в определенном порядке.

Отсюда следует, что расписание сеансов не может содержаться в каталоге, поскольку оно включает не перечень предметов, а определенный порядок их проведения.

Далее, оформление расписания сеансов в виде буклета законодательством не запрещено.

Кроме того, в силу пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС на территории РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании Письма ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведенного Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

По смыслу положений п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ и Письма ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 безвозмездная передача кинотеатром программы своих сеансов посетителям может подпадать под действие пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, если расходы на приобретение (создание) единицы подобной программы не превышают 100 руб.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.03.2011