Организация обладает лицензией на перевозку пассажиров водным транспортом. В ходе проведенной управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) проверки установлено, что на принадлежащем организации судне отсутствуют свидетельство о праве собственности на судно и документ, подтверждающий квалификацию лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судна. Организация не согласна с выводами административного органа, ссылаясь на отсутствие необходимости наличия таких документов на судне. На основании проверки административный орган усмотрел в действиях организации признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Правомерны ли в рассматриваемом случае выводы административного органа?
Ответ: Считаем, что отсутствие на подлежащем регистрации судне, принадлежащем организации, свидетельства о праве собственности на судно свидетельствует о том, что организацией в процессе осуществления лицензируемой деятельности нарушены лицензионные требования, установленные соответствующим положением о лицензировании указанного вида деятельности, что заключает в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выраженного в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Свидетельство о праве собственности на судно - обязательный документ, документ, подтверждающий квалификацию лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судна, к числу обязательных не относится.
Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров установлен в Положении о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (далее - Положение N 193).
Согласно пп. "г" п. 4 Положения N 193 лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Организация ссылается на отсутствие необходимости наличия на судне свидетельства о праве собственности на судно и документа, подтверждающего квалификацию лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судна.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 14 КВВТ РФ на подлежащем регистрации судне должно находиться свидетельство о праве собственности на судно.
Форма такого свидетельства содержится в Приложении N 2 к Правилам государственной регистрации судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144.
Тем не менее КВВТ РФ не причисляет к перечню необходимых к наличию на судне документ, подтверждающий квалификацию лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судна.
Следовательно, вывод административного органа в указанной части неправомерен, тем не менее административным органом среди прочего установлено также отсутствие на принадлежащем организации судне и обязательного документа - свидетельства о праве собственности на судно.
Таким образом, считаем, что отсутствие на подлежащем регистрации судне, принадлежащем организации, свидетельства о праве собственности на судно свидетельствует о том, что организацией в процессе осуществления лицензируемой деятельности нарушены лицензионные требования, установленные соответствующим положением о лицензировании указанного вида деятельности, что, по нашему мнению, заключает в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выраженного в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 N А33-7869/2008-03АП-2306/2008 по делу N А33-7869/2008). Таким образом, считаем выводы административного органа правомерными.
Г. Н.Афиногенова
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
19.06.2014