Подлежит ли привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии на основании агентских договоров с лицензиатами?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 3 марта 2011 г. N 08-15/019763@

Налоговый орган провел проверку соблюдения требований законодательства по организации и проведению лотерей и азартных игр в пункте приема ставок. В результате мероприятия было установлено следующее:

- прием ставок на результат и событие спортивных соревнований и состязаний осуществляет индивидуальный предприниматель на основании договора, заключенного с букмекерской конторой (принципалом);

- названную деятельность предприниматель ведет с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Установив данные обстоятельства, налоговый орган сделал вывод о том, что фактически деятельность по проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) осуществляет предприниматель. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа:

- на граждан - в размере от 2000 до 2500 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

- должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

- юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Решением Арбитражного суда Костромской области в удовлетворении заявленного требования было отказано, а производство по делу прекращено. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа своим Постановлением решение суда первой инстанции и Постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

Налоговый орган обратился с заявлением в ВАС РФ о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов и их отмене.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 9174/10 решение Арбитражного суда Костромской области, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда и Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа по данному делу отменены как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что предприниматель действовал на основании заключенного с организацией договора на оказание агентских услуг, поэтому не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали вывод суда первой инстанции. Между тем данный вывод является необоснованным.

Согласно п. 5 ст. 4 и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 244-ФЗ и пп. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) букмекерские конторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством РФ.

В силу ст. 2 и п. 1 ст. 7 Закона N 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим ее лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Из анализа перечисленных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии является незаконной, следовательно, действия лица, фактически осуществляющего такой вид деятельности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вывод судов о том, что предприниматель не может быть субъектом данного правонарушения, поскольку как агент действовал в интересах принципала на основании договора на оказание агентских услуг, ошибочен, так как возможность осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе в букмекерских конторах и тотализаторах, на основании агентских и иных гражданско-правовых договоров без лицензии не предусмотрена законодательством, регулирующим данные правоотношения.

Вместе с тем Президиум ВАС РФ в своем Постановлении указал, что согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

На момент рассмотрения настоящего дела в Президиуме ВАС РФ истек срок давности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Поскольку этот срок не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принял решение об отказе в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Содержащееся в настоящем Постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии на основании агентских договоров с лицензиатами, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выдаче разрешений на проведение всероссийских лотерей; рассмотрению уведомлений о проведении стимулирующих лотерей; ведению единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей; контролю за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

И. о. заместителя

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

И. А.ПЛАТОВА

03.03.2011