Защита интеллектуальных прав как функция инновационно-правовой политики: к постановке проблемы

(Трофимов В. В.) ("Омбудсмен", 2013, N 1) Текст документа

ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ КАК ФУНКЦИЯ ИННОВАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ <*>

В. В. ТРОФИМОВ

Трофимов Василий Владиславович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Статья посвящена проблеме защиты интеллектуальных прав создателей инновационного продукта. Вводится в оборот понятие инновационно-правовой политики. Обосновывается необходимость осуществления правозащитной функции в рамках правовой политики в области инновационного развития.

Ключевые слова: инновационное развитие, право, правовая политика, инновационно-правовая политика, правозащитная политика, интеллектуальные права, защита интеллектуальных прав, правозащитная функция.

This article is focused on the problem of intellectual rights protection of the innovative products creators. The term of "innovative policy of law" is introduced. The necessity of the remedial function implementation in the framework of policy of law in the innovative development field is established.

Key words: innovative development, law, policy of law, innovative policy of law, remedial policy, intellectual rights, intellectual rights protection, remedial function.

Интеллектуальные права занимают особое место не только в системе субъективных прав (по общему правилу их отличают признак исключительности, абсолютный характер защиты, тесная взаимосвязь имущественного и личного неимущественного аспектов и др.) <1> [1], но также в целом в системе прав человека, во втором их поколении, составляя компонент (и его последующее разветвление) культурных прав [2]. -------------------------------- <1> Называя права интеллектуальной собственности "интеллектуальными правами", в данном случае придерживаемся научной традиции, связанной с именем В. А. Дозорцева, который в своих работах отстаивал подобную трактовку института собственности на результаты интеллектуальной деятельности, и которая получила определенное легальное оформление с принятием и вступлением в силу с 1 января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса РФ.

Интеллектуальные права и их защита сегодня становятся ключевым объектом внимания, поскольку с ними связаны не только возможности человека реализовывать себя в сфере культуры, получая доступ к ее достижениям или воплощая свои творческие способности в различных ее областях, но прежде всего потому, что они есть следствие созданных результатов интеллектуальной деятельности - "энергетического сырья" любого прогресса. Именно результаты интеллектуальной деятельности составляют основу инновационной экономики, поэтому всестороннее обеспечение прав их реализации и защиты должно составлять содержание проводимой в этой области правовой политики. На право в этом случае возлагается особая миссия - способствовать модернизации российского общества, что крайне необходимо, поскольку, как справедливо отмечается, "переход России к инновационному пути развития - это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных" [3, 4]. Однако решение названной задачи не может осуществляться произвольным образом или бессистемно. Это должна быть плановая и организованная работа. Юридическое регулирование в этой области должно отвечать признакам научной обоснованности, системности, планомерности, последовательности и пр. Это необходимо для того, чтобы оно было максимально эффективным. Такой подход к осуществлению правовых мероприятий и выражает правовая политика как особым образом организованная юридическая деятельность. Сущность данной правовой (уже не сугубо доктринальной, а практически-прикладной) конструкции в том, чтобы представить юридическую деятельность не столько как совокупность разрозненных правовых мероприятий, реализуемых в различных сегментах правовой системы и на разных уровнях, сколько как внутренне согласованную систему юридических компетенций, нацеленных на достижение запрограммированного правового эффекта. Применительно к инновационной сфере уместно выделить инновационно-правовую политику. Инновационно-правовую политику предлагается рассматривать как одну из разновидностей современной правовой политики. Необходимость выделения этого вида правовой политики обусловлена актуальными задачами по переустройству общественно-экономической системы России в направлении модернизации и инновационного развития, что требует соответствующего правового обеспечения. Правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов власти, институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма правового регулирования, а также по цивилизованному использованию юридических средств, применяемых для достижения комплекса целей правового воздействия на общественные отношения [5, 6]. Правовая политика - это тактика и стратегия деятельности государства в правовой сфере общества. Данная деятельность строится на четком представлении о том, какие вопросы требуется решить в краткосрочных планах и долгосрочной перспективе, и при помощи каких правовых инструментов [7]. В связи с этим оправданным является применение данной категории (ее методологического ресурса) в целях изучения проблем правового регулирования отношений в области инновационного развития. Под инновационно-правовой политикой предлагается понимать научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур, направленную на определение тактики и стратегии правотворчества в сфере инноваций, создание социально-правовой инфраструктуры реализации интеллектуальных прав граждан и организаций, а также на формирование у научных и юридических кадров специальных правовых компетенций, отвечающих запросам инновационного развития [8]. Главной целью инновационной правовой политики является создание правовых условий для реализации инновационной стратегии развития российской общественно-экономической системы. Правовая политика в сфере инноваций может иметь выражение в следующих основных формах: 1) правотворческая политика; 2) правореализационная политика; 3) правообучающая политика. Находя осуществление в этих основных формах, инновационно-правовая политика решает целый ряд взаимосвязанных задач в области правотворчества, правоприменения и правореализации, а также правового обучения. Решение названных задач связано с выполнением соответствующих функций юридического воздействия на общественные отношения: прежде всего праворегулятивной и правоохранительной [9, 10, 11]. С учетом повышенного значения и особой природы инновационных отношений, сочетающей как публично-правовые, так и частноправовые аспекты, в системе функций инновационно-правовой политики вполне правомерно выделение такой их разновидности, как правозащитная функция, целью которой является защита интеллектуальных прав личностей и организаций. О необходимости отдельного рассмотрения правозащитной политики к тому же достаточно определенно высказываются и в современной юридической науке. Так, по справедливому утверждению А. В. Малько, в современных реалиях следует более активно исследовать наряду с правоохранительной политикой правозащитную политику, под которой можно понимать научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по оптимизации защиты прав человека, совершенствованию средств и способов правозащиты, выстраиванию полноценной правозащитной системы [12]. Если преломлять данное понятие применительно к инновационной сфере общественных отношений, то правозащитную функцию инновационно-правовой политики можно определить как отдельное направление юридической деятельности по оптимизации защиты прав участников инновационных отношений (интеллектуальных прав ученых-разработчиков, прав предпринимателей, специализирующихся в данном секторе экономики и пр.), совершенствованию средств и способов правозащиты в области инновационного развития. Основной перечень вопросов, связанных с правовой защитой в области инновационных отношений, связан с применением мер и использованием способов, препятствующих нарушению субъективных прав, а также восстановлением нарушенных прав [13]. В этот перечень может также входить в целом создание надлежащих политико-правовых и организационно-управленческих условий, гарантий, механизмов для эффективной реализации и защиты субъективных прав и законных интересов [14]. Современное российское законодательство предполагает ряд мер и способов защиты субъективных прав участников инновационных отношений, в число которых традиционно входят соответственно меры и способы уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой защиты. В применении к первым двум группам понятие защиты используется в несколько расширительном толковании, поскольку с ними в большей мере связано понятие "охраны" как целенаправленной деятельности органов государственной и (в отдельных случаях) муниципальной власти по пресечению правонарушений и привлечению виновных лиц к уголовной и административной ответственности. Вместе с тем следует учитывать, что при обеспечении охраны правопорядка обеспечивается и защита прав. В связи с тем что начальным предметом общественных отношений в области инновационного развития являются результаты интеллектуальной деятельности, основным объектом юридической защиты и проведения правозащитной функции инновационно-правовой политики выступают права интеллектуальной собственности (авторские, смежные, патентные и пр.). За нарушение данных прав законодательство предусматривает меры уголовно-правовой ответственности (ст. ст. 146 - 147 Уголовного кодекса РФ); административной ответственности (ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ). В гражданско-правовом аспекте меры и способы защиты интеллектуальных прав в общем плане указаны в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, в специальном плане они предусмотрены в ст. 1252 ГК РФ, а также ряде других статей (например, ст. 1301 ГК РФ и некоторых других). Именно с целью детального и компетентного рассмотрения всех возможных споров и коллизий в данной области, с целью приведения в действие системы правовой защиты интеллектуальных прав, на основе внесения изменений и дополнений в действующее законодательство о судебной системе в Российской Федерации был создан специализированный Суд по интеллектуальным правам. Он начнет (в определенном смысле уже начал) функционировать в полном объеме в ближайшее время. В целом можно отметить, что определенная система обеспечения правовой защиты и охраны интеллектуальных прав участников инновационных отношений сформирована. В то же время не исключается и дальнейшее совершенствование данной системы (возможно, в части детализации составов правонарушений, дифференциации мер ответственности, повышения социально-правового эффекта применяемого юридического инструментария и пр.). И это уже область инновационно-правовой политики (сфера ее целей, задач, тактических и стратегических планов, отдельных действий и комплексных юридических мероприятий), правозащитную функцию которой следует рассматривать в качестве одной из центральных.

Литература

1. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. М., 2003. 2. Права человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2012. С. 179 - 193. 3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу // М.: Поиск, 2002. С. 8 - 10. 4. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576) (приложение N 2 к Приказу Госстроя РФ от 3 июня 2002 г. N 92) // URL: http://base. garant. ru/12127915. 5. Малько А. В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 213. 6. Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012. 7. Рудковский В. А. Правовая политика и осуществление права. Волгоград, 2009. 8. Радько Т. Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974. 9. Радько Т. Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970. 10. Радько Т. Н. Социальные функции советского права. Волгоград, 1971. 11. Малько А. В. Правоохранительная и правозащитная политика современной России // Правовая политика и развитие российского законодательства в условиях модернизации: Сборник докладов / Под ред. д. ю.н. А. В. Малько, д. ю.н. В. М. Шафирова, д. ю.н. А. В. Усса. Красноярск, 2012. С. 7. 12. Автономов А. С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М., 2009. С. 39. 13. Редько А. А. Правозащитная политика и ее место в правовой политике (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис. ... к. ю.н. СПб., 2011. С. 17 и след. 14. Российская газета. 09.12.2011. Вып. N 5654.

Название документа