Временно пребывающий иностранный работник не выходит на работу с 11.01.2011. Возникает ли у организации обязанность уведомлять уполномоченные органы исполнительной власти о невыходе данного работника на работу? Предусмотрены ли штрафные санкции за неуведомление?
Ответ: При самовольном оставлении иностранным работником места работы у работодателя возникает обязанность направлять информацию об этом работнике в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган (ФМС) и территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности (ФСБ). В случае неуведомления должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина, соответствующих органов возможно привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обоснование: Трудовые отношения на территории РФ с иностранными гражданами и лицами без гражданства регулируются российским законодательством, за исключением тех случаев, когда международным договором предусмотрено иное (ч. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ).
Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными работниками отражены в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По ТК РФ, когда работник отсутствует на работе без уважительной причины, это является дисциплинарным проступком, то есть прогулом.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор с работником расторгнут по пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за прогул, необходимо учитывать, что увольнение по этому основанию, в частности, может быть произведено за:
- невыход на работу без уважительных причин, то есть отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены);
- нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места;
- оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения (ч. 1 ст. 80 ТК РФ);
- оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора либо до истечения срока предупреждения о досрочном расторжении трудового договора (ст. 79, ч. 1 ст. 80, ст. 280, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 296 ТК РФ);
- самовольное использование дней отгулов, самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный).
Причем увольнение работника должно осуществляться при условии обязательного соблюдения правил, предусмотренных ст. ст. 192, 193 гл. 30 "Дисциплина труда" ТК РФ.
В соответствии с пп. 8 п. 8 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель обязан направить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган (ФМС) и территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности (ФСБ), информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
По нашему мнению, в случае неуведомления должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина, соответствующих органов возможно привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, согласно которой неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
С. М.Дмитричева
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
02.03.2011