В результате чрезвычайной ситуации (засухи) в 2010 г. сельскохозяйственные товаропроизводители понесли значительные убытки по причине гибели сельскохозяйственных культур
В целях восстановления финансового положения сельскохозяйственным организациям были предоставлены бюджетные средства в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи.
На фоне снижения объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, с учетом увеличения объемов государственной поддержки, направляемой пострадавшим от засухи хозяйствам, у целого ряда сельскохозяйственных товаропроизводителей по итогам 2010 г. сложилась ситуация, при которой по не зависящим от них обстоятельствам нарушается соблюдение необходимых условий для сохранения права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН).
Нарушение ограничений, установленных ст. 346.2 НК РФ, в части соотношения между доходами, полученными от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, и иными доходами, к которым относятся и субсидии из бюджета на возмещение затрат или недополученных доходов, может привести к утрате организациями и индивидуальными предпринимателями статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей и права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН).
Включаются ли в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при расчете доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции поступления в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями, для целей определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ и применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2011 г. N 03-11-10/06
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Исходя из этого суммы поступлений в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи, полученные сельскохозяйственными производителями, учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу как внереализационные доходы.
Пунктом 4 ст. 346.3 Кодекса установлено, что, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
При этом п. 2 ст. 346.2 Кодекса предусмотрено, что в целях гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
Исходя из этого, а также учитывая, что суммы поступлений в виде бюджетных субсидий на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи, полученные сельскохозяйственными производителями, относятся к внереализационным доходам, данные суммы поступлений в виде бюджетных субсидий не включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
28.02.2011