Работодатель в лице руководителя организации не хочет заключать трудовой договор с иностранными работниками во избежание проверок Федеральной миграционной службы (ФМС России) и рисков привлечения к ответственности в случае нарушения миграционного законодательства (больших сумм штрафов)

Может ли организация отказать в приеме на работу временно пребывающему иностранному гражданину из Узбекистана, который обратился по объявлению о наличии вакантной должности грузчика и предъявил разрешение на работу в РФ по данной специальности, паспорт, миграционную карту, трудовую книжку, отрывную часть бланка уведомления о миграционном учете?

Чем грозит такой отказ в приеме на работу в данном случае?

Ответ: Отказ работодателя иностранному гражданину из Узбекистана, который подходит по требованиям, предъявляемым к вакантной должности, имеет разрешение на работу и представил документы, предусмотренные ст. 65 Трудового кодекса РФ, в приеме на вакантную должность грузчика из-за рисков проведения проверок ФМС России и больших штрафов за нарушения миграционного законодательства неправомерен.

Обоснование: Правовое положение иностранных граждан в части осуществления ими трудовой деятельности в РФ урегулировано Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Временно пребывающий иностранный гражданин из Узбекистана вправе работать на территории РФ при наличии разрешения на работу в РФ (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

При приеме на работу иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (в частности, из Узбекистана), для организации разрешение на привлечение и использование иностранных работников не требуется (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.

Согласно ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Исходя из изложенного работодатель не вправе отказать в приеме на вакантную должность иностранному работнику из Узбекистана, который подходит по требованиям, предъявляемым к соискателю, имеет разрешение на работу и представил документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.

В соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях такой отказ грозит административной ответственностью в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В то же время отметим, что действительно при заключении трудового договора с иностранным работником организация рискует быть проверенной органом ФМС России (ст. 32 Закона N 115-ФЗ), а штрафы за нарушения миграционного законодательства высоки. Например, согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа ФМС России, центра занятости населения или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующих органов о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 35 тыс. до 50 тыс. руб., а на юридических лиц - от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

П. С.Ландо

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

19.02.2014