Правовая природа доменного имени и его соотношение с объектами интеллектуальной собственности

(Невзоров И. В.) ("Предпринимательское право", 2005, N 4) Текст документа

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОМЕННОГО ИМЕНИ И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

И. В. НЕВЗОРОВ

Невзоров И. В., аспирант СПбГУ.

Начиная с судебных дел о доменных именах "kodak. ru" и "mosfilm. ru", многочисленные российские правоведы неоднократно высказывались по поводу проблем неурегулированности правового режима доменных имен в Российской Федерации. Исследователи проводили обзор практики регулирования отношений, связанных с использованием доменных имен, существующей в иностранных государствах, обобщали решения российских судов в данной области, предлагали варианты законопроектов, которые позволили бы эффективно урегулировать большинство спорных ситуаций в данной сфере. В то же время в ряде издававшихся статей и монографий можно встретить мнения и выводы о правовой природе доменных имен и о соотношении доменных имен с объектами интеллектуальной собственности, не соответствующие действующему законодательству. В настоящей работе будет предпринята попытка определения правовой природы доменного имени на основе действующего законодательства, а также проведен анализ соотношения доменного имени с объектами интеллектуальной собственности. Традиционное мнение о правовой природе доменного имени состоит в том, что доменное имя является средством индивидуализации юридического лица (индивидуального предпринимателя), представляет собой объект интеллектуальной собственности и соответственно именно поэтому подлежит защите. Такое мнение в настоящее время разделяется многими правоведами, изучающими вопросы доменных имен <*>, а также поддерживается судебной практикой <**>. В то же время представляется, что подобное мнение о правовой природе доменного имени частично противоречит действующему законодательству. -------------------------------- <*> См.: Калятин В. О. Право в сфере Интернета. М.: Норма, 2004. С. 58; Наумов В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М.: Книжный дом "Университет", 2002. С. 162 - 165; Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. С. 36. <**> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2001 г. по делу N 1192/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 5.

В соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса РФ "в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.)" <*>. Данная статья провозглашает, в каких же случаях в Российской Федерации признается и, следовательно, защищается исключительное право на объекты интеллектуальной собственности, - в случаях, установленных Гражданским кодексом и другими законами. Таким образом, права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ и услуг признаются и защищаются только в случаях, предусмотренных законодательством. Во всех остальных случаях правовая защита результатам интеллектуальной деятельности не предоставляется. Подобную позицию занимает и Конституция Российской Федерации, которая указывает в ст. 44 на то, что "интеллектуальная собственность охраняется законом" <**>. -------------------------------- <*> Текст опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г. <**> Текст опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г.

В развитие нормы, установленной Гражданским кодексом РФ, целый ряд законов указывает на случаи защиты результатов интеллектуальной деятельности лица. Так, например, ст. 16 Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах" <*> устанавливает исключительные права автора произведения на его использование в любой форме и любым способом. Статья 2 Федерального закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <**> устанавливает исключительное право лица на товарный знак. Статья 3 Закона "О селекционных достижениях" <***> указывает на исключительное право патентообладателя на использование соответствующего селекционного достижения. -------------------------------- <*> Текст опубликован в "Российской газете" от 3 августа 1993 г. <**> Текст опубликован в "Российской газете" от 17 октября 1992 г. <***> Текст опубликован в "Российской газете" от 3 сентября 1993 г.

В то же время в Российской Федерации отсутствует какой-либо закон, который закреплял бы исключительное право лица на использование доменного имени. Таким образом, в соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса РФ доменное имя не является отдельным объектом интеллектуальной собственности наряду с литературным произведением, изобретением, селекционным достижением и другими охраняемыми законом результатами интеллектуальной деятельности. По аналогичным причинам доменное имя не представляет собой и охраняемое законом приравненное к результатам интеллектуальной деятельности средство индивидуализации юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Право на средства индивидуализации также в соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса РФ охраняется в случаях, предусмотренных законом. В отношении доменных имен такие случаи не установлены. Что же представляет собой доменное имя с точки зрения российского законодательства? По своему функциональному назначению доменное имя необходимо для индивидуализации информационного ресурса в сети Интернет. Для того чтобы пользователь сети Интернет получил доступ к какой-либо информации, ему необходимо указать при обращении к услугам своего провайдера (оператора) именно доменное имя, индивидуализирующее разыскиваемую информацию. Соответственно лицо, желающее "разместить" собственную информацию в сети Интернет и сделать ее доступной для третьих лиц, присваивает документу с такой информацией определенное доменное имя, по которому третьи лица и осуществляют поиск этого документа. В связи с изложенным представляется, что доменное имя с точки зрения российского законодательства представляет собой реквизит, идентифицирующий в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" <*> информацию, зафиксированную на материальном носителе. Таким образом, доменное имя не является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, но является реквизитом, позволяющим пользователям сети Интернет идентифицировать конкретную информацию, зафиксированную на компьютере (сервере) третьего лица, и в первую очередь служит именно цели идентификации документа с информацией в сети Интернет. -------------------------------- <*> Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 22 февраля 1995 г.

В связи с тем что доменное имя представляет собой реквизит документированной информации, позволяющий ее идентифицировать при использовании сети Интернет, ряд доводов, изложенных некоторыми судами и отдельными правоведами по поводу проблемы доменных имен, представляются более чем дискуссионными. Достаточно часто суды признавали по искам юридических лиц, обладающих собственными товарными знаками, незаконным использование ответчиками доменных имен, сходных с данными товарными знаками <*>. При этом суды ссылались на то, что доменное имя сходно до степени смешения с соответствующим товарным знаком, а значит, использование такого имени является незаконным. Подобные выводы порой формально противоречили российскому законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" "нарушением исключительного права правообладателя признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров..." <**>. Среди случаев незаконного использования товарного знака Закон указывает на его использование "в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации". Таким образом, незаконное использование товарного знака имеет место при использовании знака без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории Российской Федерации в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, либо однородных им товаров. В случае если товарный знак используется не в гражданском обороте либо не для индивидуализации товаров, в отношении которых он зарегистрирован правообладателем, факт незаконного использования отсутствует. -------------------------------- <*> См.: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 июля 2000 г. по делу N А40-20169/00-51-210 // В. Б. Наумов. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М.: Книжный дом "Университет", 2002. С. 343; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 июня 2001 г. по делу N А40-12272/01-15-107 // Там же. С. 353. <**> Текст опубликован в "Российской газете" от 17 октября 1992 г.

Являясь реквизитом документированной информации, доменное имя призвано идентифицировать размещенную в Интернете информацию, а не какие-то другие товары. Именно поэтому довод о том, что доменное имя сходно с товарным знаком на какую-то вещь, будет некорректным. Действительно, товарный знак идентифицирует товар или услугу, а доменное имя идентифицирует информацию в сети Интернет. Таким образом, использование доменного имени, сходного с каким-либо товарным знаком, не является нарушением прав обладателя товарного знака, так как нарушением прав на товарный знак в соответствии с Законом может быть использование сходного обозначения для идентификации в гражданском обороте товара, на который товарный знак зарегистрирован, а не информации в сети Интернет. Исключение из сделанного вывода может иметь место только в случае, когда правообладатель зарегистрировал товарный знак на "продажу и предоставление информации". При этом именно такая информация размещена нарушителем в сети Интернет под доменным именем, сходным до степени смешения с товарным знаком правообладателя <*>. -------------------------------- <*> В данном случае товарный знак должен быть зарегистрирован в отношении тех видов деятельности, которые предполагают предоставление клиенту информации, размещенной на сайте нарушителя. Так, товарный знак может быть зарегистрирован, например, по классу 36 ("Финансовая информация", "Информация по вопросам страхования") либо по классу 38 ("Информация по вопросам дистанционной связи") Международной классификации товаров и услуг (МКТУ 8).

В этом случае действительно нарушитель будет незаконно использовать доменное имя, сходное с товарным знаком правообладателя, для индивидуализации в Интернете документа, содержащего информацию, распространять которую с использованием данного товарного знака имеет право только правообладатель. Во всех остальных случаях доменное имя будет идентифицировать документ в Интернете (документированную информацию), а не товар. Следовательно, незаконное использование товарного знака в сети Интернет, в частности в доменном имени, возможно только в том случае, когда лицо, размещающее информацию в сети Интернет, использует в доменном имени документа с данной информацией обозначение, сходное с товарным знаком правообладателя, при этом сам правообладатель зарегистрировал этот товарный знак на осуществление деятельности по продаже и предоставлению третьим лицам информации, соответствующей размещенной в Интернете нарушителем. Во всех остальных случаях использование доменного имени формально в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" нарушать права на сходный товарный знак не будет. Другим случаем, когда использование доменного имени может затрагивать права и законные интересы другого лица, является случай, когда доменное имя "содержит" в себе объект авторского права. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах" <*> "авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения". Произведения, являющиеся частью доменных имен, в большинстве случаев будут являться произведениями литературы. При этом любое слово или словосочетание, используемое в доменном имени, будет являться произведением - объектом авторского права в случае, если оно является результатом творческой деятельности. В итоге возможны две основные ситуации, при которых часть доменного имени будет являться объектом авторского права. -------------------------------- <*> Текст опубликован в "Российской газете" от 3 августа 1993 г.

В первой ситуации лицо, создавшее информационный документ и индивидуализировавшее его в сети Интернет при помощи доменного имени, часть которого представляет собой объект авторского права, будет обладать в отношении такого объекта всеми правами, предусмотренными законодательством об авторском праве. Так, например, лицо будет вправе признаваться автором части доменного имени, защищать охраняемую авторским правом часть доменного имени от искажения (например, когда другое лицо неправильно напишет это доменное имя в ссылке в сети Интернет) и осуществлять иные предусмотренные законом полномочия. Автор части доменного имени является обладателем исключительного права на использование своего объекта в любой форме, в том числе права на воспроизведение. При необходимости коммерческого использования охраняемой части доменного имени автора третьими лицами третьи лица могут осуществлять такое использование с согласия правообладателя. В то же время третьи лица вправе воспроизводить охраняемую часть доменного имени без согласия автора в личных целях в соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах". Второй ситуацией будет случай, когда лицо идентифицирует информацию в Интернете путем установления доменного имени, уже являющегося чьим-то объектом авторского права. Подобное возможно, например, когда пользователь использует в доменном имени для идентификации своей информации слово либо словосочетание, придуманное другим лицом. Такое установление будет возможно только с согласия правообладателя, а также в случаях, предусмотренных законодательством, когда такое согласие не требуется. При нарушении пользователем доменного имени прав третьего лица - автора данное третье лицо вправе предъявить к пользователю доменного имени иск с требованиями о прекращении пользования объектом его авторского права, возмещении вреда и прочими возможными в случаях незаконного использования произведения требованиями. Подведем итоги. Доменное имя представляет собой реквизит, позволяющий идентифицировать документированную информацию в сети Интернет. Только с помощью использования доменного имени пользователь сети Интернет может запросить у своего провайдера (оператора) предоставление какой-то определенной информации. Являясь реквизитом документа, доступного для пользователей сети Интернет, доменное имя в соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса РФ в настоящее время не представляет собой какой бы то ни было самостоятельный объект интеллектуальной собственности в связи с отсутствием законодательного указания на самостоятельный характер доменного имени. В то же время существуют ситуации, при которых доменное имя совпадает с другими, признанными российским законодательством объектами интеллектуальной собственности. Так, в случаях, когда доменное имя совпадает до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком и при этом товарный знак зарегистрирован по классам Международной классификации товаров и услуг, предусматривающим предоставление третьим лицам какой-то информации, может иметь место нарушение пользователем доменного имени прав обладателя товарного знака. Подобное возможно, когда пользователь доменного имени с его помощью идентифицирует в сети Интернет информацию, соответствующую информации, товарный знак на распространение которой имеет третье лицо. В этом случае пользователь доменного имени будет осуществлять использование доменного имени, сходного с товарным знаком, в отношении той же информации, которую продает и предоставляет третьим лицам обладатель товарного знака, что прямо запрещено в ст. 4 Федерального закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Любые же другие случаи совпадения доменного имени и товарного знака формально нарушениями признаваться не должны. Наконец, еще один случай совпадения доменного имени с объектом интеллектуальной собственности - это случай, когда доменное имя включает в себя результат творческой деятельности какого-то лица, представляющий собой объект авторского права. В этом случае нарушение прав третьих лиц пользователем доменного имени возможно, только когда произведение, содержащееся в доменном имени или его части, было использовано без согласия его автора. Представляется, что в недалеком будущем российский законодатель предпримет попытку урегулировать большинство проблем, связанных с доменными именами в Интернете. В то же время уже сейчас является возможным на основе действующего законодательства уяснить сущность доменного имени и решить большинство споров, связанных с конфликтом интересов пользователей доменных имен и обладателей прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Название документа