Можно ли оштрафовать организацию за неприменение ККТ, если она при оказании услуг населению вместо бланка строгой отчетности выдала покупателю квитанцию к приходному кассовому ордеру?

Ответ: В случае если организация при оказании услуг населению вместо бланка строгой отчетности (БСО) выдала покупателю квитанцию к приходному кассовому ордеру (ПКО), то налоговые органы, скорее всего, привлекут организацию к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неприменение ККТ. Однако, учитывая противоположную судебную практику, у организации есть шанс отстоять свою позицию в суде.

Обоснование: Организации при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг за наличный расчет должны применять ККТ. При оказании услуг населению наличные расчеты можно осуществлять без применения ККТ, если выдаются бланки строгой отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины. Это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

По вопросу о возможности оштрафовать организацию, если при оказании услуг населению вместо бланка строгой отчетности (БСО) она выдала покупателю квитанцию к ПКО, существует две противоположные позиции.

Согласно первой позиции ПКО предназначены для учета кассовых операций, а не для оформления расчетов с населением (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России 22.09.1993 N 40; Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.1996 N 3833/96).

Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.09.2009 N А21-1389/2009 поддержал налоговый орган, который привлек организацию к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за то, что при получении от покупателя наличных денежных средств общество применило бланк строгой отчетности, оформленный ненадлежащим образом, и выдало покупателю квитанцию к ПКО.

Вторая позиция основана на том, что организации, оказывающие услуги населению за наличный расчет, могут использовать самостоятельно разработанные бланки строгой отчетности (Информационное письмо Минфина России от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности"). При этом БСО должен содержать реквизиты, установленные в п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359). В приходном кассовом ордере унифицированной формы N КО-1 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88) все эти реквизиты есть.

На этом основании суды в такой ситуации признавали привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ неправомерным (Постановления ФАС Поволжского округа от 29.04.2010 N А12-1326/2010, от 08.04.2010 N А65-27532/2009, от 05.03.2010 N А12-22090/2009, от 08.10.2009 N А65-12792/2009, от 16.07.2009 N А12-5870/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2009 N А45-10533/2009).

Е. В.Коновалова

Издательство "Главная книга"

26.02.2011