Унитарное предприятие Приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2010 N 84н включено в Перечень организаций, в которых возможно прохождение альтернативной гражданской службы. Может ли унитарное предприятие применять льготу по налогу на имущество, предусмотренную пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ?

Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ по налогу на имущество не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В силу п. п. 1, 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - это вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Таким образом, альтернативная гражданская служба не может признаваться военной или приравненной к ней службой. Кроме того, следует обратить внимание, что в пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ речь идет не об унитарных предприятиях, а о федеральных органах исполнительной власти. Поэтому действие пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не распространяется на предприятия, даже если они включены в Перечень организаций, в которых возможно прохождение альтернативной гражданской службы (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2010 N 84н).

Данная точка зрения подтверждается арбитражной практикой. В частности, такую позицию высказывали ФАС Волго-Вятского округа (Постановления от 09.03.2010 N А11-1537/2009, от 09.03.2010 N А11-1536/2009), ФАС Поволжского округа (Постановления от 11.05.2010 N А12-18728/2009, от 11.05.2010 N А12-18714/2009, от 13.04.2010 N А12-17090/2009, от 13.04.2010 N А12-17089/2009), ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 08.02.2010 N А66-4654/2009), ФАС Уральского округа (Постановления от 10.03.2009 N Ф09-1010/09-С3, от 10.03.2009 N Ф09-1003/09-С3, от 04.03.2009 N Ф09-846/09-С3, от 04.03.2009 N Ф09-845/09-С3), ФАС Центрального округа (Постановление от 20.09.2010 N А68-12073/09).

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

26.02.2011