Орган местного самоуправления провел открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Лицо, желающее принять участие в аукционе, не смогло реализовать свое право на участие, так как прием заявок проводился всего в течение нескольких часов одного дня и исключительно в кабинете, расположенном в здании со строгим пропускным режимом. Информация о пропускном режиме, а также о порядке получения пропуска в аукционной документации отсутствовала, по почте заявки не принимались. Могут ли указанные факты быть признаны ограничением конкуренции при проведении лесного аукциона, а должностное лицо, виновное в подобной организации аукциона, быть привлечено к административной ответственности?
Ответ: Указанные действия организатора аукциона (установление необоснованно короткого периода времени на подачу заявок; неуказание в аукционной документации порядка получения пропуска; нарушение открытой формы торгов; запрет для заявителей на возможность подачи заявок посредством почтовой связи) являются нарушением антимонопольного законодательства. Указанные действия организатора противоречат законодательству Российской Федерации, поскольку лишают потенциальных участников возможности принять участие в торгах. Следовательно, такие действия могут быть признаны ограничением конкуренции при проведении лесного аукциона. Должностное лицо органа местного самоуправления, чьи действия противоречат антимонопольному законодательству РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 448 Гражданского кодекса РФ в открытом аукционе может участвовать любое лицо.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 79 Лесного кодекса РФ организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи.
При этом из п. 3 ч. 4 ст. 79 ЛК РФ следует, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней.
Согласно п. 20 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75, для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям названных Методических указаний и ЛК РФ.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Из ч. 1 ст. 50 ЛК РФ следует, что монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов запрещаются.
ФАС Московского округа в Постановлении от 03.08.2010 N КГ-А41/6145-10-1,2,3,4,5,6 по делу N А41-16606/09, в частности, отмечает, что законодатель не ставит наступление ответственности в зависимость от количества лиц, нарушение прав которых является основанием для вменения заявителю совершения необоснованного ограничения доступа к участию в лесных аукционах. Следовательно, нарушение в отношении даже одного из потенциальных участников аукциона является безусловным основанием для признания действий организатора аукциона необоснованным ограничением доступа к участию в лесных аукционах. Установление необоснованно короткого периода времени на подачу заявок (без учета количества желающих принять участие в аукционах); неуказание в извещениях о предварительной записи на проход в здание для подачи заявок; нарушение открытой формы торгов; непринятие заявок через канцелярию; запрет для заявителей на возможность подачи заявок посредством почтовой связи; неоформление пропусков для прохода в здание по заявкам, направленным телеграммами, являются нарушением антимонопольного законодательства. Указанные действия организатора противоречат положениям ст. 79 ЛК РФ и ст. 448 ГК РФ, поскольку лишают потенциальных участников возможности принять участие в торгах. Кроме того, эти действия оказали существенное влияние на результаты торгов, что, в свою очередь, привело к неэффективному использованию государственного имущества, поскольку указанные действия уменьшили возможность участия в торгах потенциальных участников и, следовательно, повлияли на формирование цены реализации.
Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС Московского округа от 30.04.2009 N КА-А40/2126-09 по делу N А40-40222/08-153-445.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона N 135-ФЗ за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица, в том числе органов местного самоуправления, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
На основании ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
25.02.2011