Организация А, выпускающая парфюмерную спиртосодержащую продукцию, использует для своего товара изобразительное обозначение в виде бутылочки, по форме напоминающей ранее зарегистрированный изобразительный товарный знак организации Б, производящей алкогольную продукцию. При этом цвета различаются: у обозначения организации А цвет изображения красный, а у товарного знака организации Б - зеленый. Организация Б, зарегистрировавшая товарный знак для индивидуализации производимой ею алкогольной продукции, полагает, что в данном случае может возникнуть смешение обозначения товара и товарного знака

Обоснованна ли позиция организации Б?

Ответ: Организация Б, зарегистрировавшая товарный знак для индивидуализации производимой ею алкогольной продукции, может доказать вероятность смешения обозначения с изобразительным обозначением организации А, выпускающей парфюмерную спиртосодержащую продукцию, по форме напоминающим ранее зарегистрированный изобразительный товарный знак организации Б, в судебном порядке.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Как установлено п. 1 ст. 1482 ГК РФ, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

На основании п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 данной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

В силу п. 3 ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Подпункт 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных Приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32 (далее - Правила N 32), указывает, что обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Помимо этого, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" парфюмерно-косметическая продукция отнесена к спиртосодержащей непищевой продукции.

В свою очередь, п. 7 данной статьи характеризует алкогольную продукцию как пищевую продукцию, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Таким образом, товары, производимые организациями, не являются однородными.

Вместе с тем неоднородность товаров не является критерием однозначной оценки вероятности смешения товарных знаков.

В силу пп. 14.4.2.3 Правил N 32 сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:

- внешней формы;

- наличия или отсутствия симметрии;

- смыслового значения;

- вида и характера изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. д.);

- сочетания цветов и тонов.

Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Данный подпункт не указывает на такой критерий, как неоднородность товаров.

Кроме того, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 18.07.2006 N 2979/06 угроза смешения имеет место, если один товарный знак воспринимается за другой или если потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же товарном знаке, но полагает, что оба товарных знака принадлежат одному и тому же предприятию. Данное Постановление также указывает, что при наличии столкновения двух не идентичных, а схожих товарных знаков, зарегистрированных в отношении также не идентичных товаров и услуг, для охраны первого товарного знака наличие сходства с ним более позднего знака и угроза его смешения с этим знаком должны быть установлены судом.

Учитывая вышеизложенное, организация Б, зарегистрировавшая товарный знак для индивидуализации производимой ею алкогольной продукции, может доказать вероятность смешения обозначения товара и товарного знака в судебном порядке.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.02.2011