Организация (субъект малого предпринимательства, не обязанный проводить аудиторскую проверку) в ноябре 2009 г. получила 300 тыс. руб. в виде субсидии в рамках целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства", однако использовать бюджетные средства начала только в январе 2010 г. Как отразить эту сумму в бухгалтерском учете и отчетности, а также налоговом учете за 2009 и 2010 гг.?

Ответ: Бухгалтерский учет полученных организацией бюджетных средств должен вестись в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

На основании абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства могут признаваться в бухгалтерском учете по мере их фактического получения. В таком случае на сумму полученной субсидии производится запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование".

Списание бюджетных средств со счета 86 производится на систематической основе. Суммы бюджетных средств, направленные на финансирование текущих расходов, списываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (составляется проводка: Дебет счета 86 Кредит счета 98 "Доходы будущих периодов") в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода (составляется проводка: Дебет счета 98 Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы") при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начислении оплаты труда и осуществлении других расходов аналогичного характера (абз. 1, 3 п. 9 ПБУ 13/2000).

В бухгалтерском балансе (форма N 1), составляемом за 2009 г., не использованная на конец отчетного периода сумма субсидии должна быть показана в составе доходов будущих периодов либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства" (п. 20 ПБУ 13/2000). Поскольку доходами отчетного периода (2009 г.) полученные из бюджета средства не признаются, отражения в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) за 2009 г. в данном случае они не находят.

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете 91, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000). Следовательно, признанные в качестве доходов отчетного периода в 2010 г. суммы бюджетных средств должны показываться в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) бухгалтерской отчетности по строке "Прочие доходы".

Что касается других форм бухгалтерской отчетности (в частности, N N 3 и 5, в которых также должна находить отражение информация о помощи из бюджета), то, поскольку организация является субъектом малого предпринимательства и не подлежит обязательному аудиту, она вправе в составе бухгалтерской отчетности их не представлять (п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н).

Для целей налогового учета субсидии, полученные коммерческими организациями, облагаются на общих основаниях, поскольку приводят к образованию экономической выгоды у налогоплательщиков и не входят в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установленный ст. 251 гл. 25 Налогового кодекса РФ (Письма Минфина России от 27.10.2009 N 03-11-06/2/224, от 18.01.2010 N 03-11-11/04, от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63).

Внереализационный доход в виде полученной субсидии, по правилам пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ, должен был быть признан организацией на дату поступления денежных средств на расчетный счет (то есть в 2009 г.).

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа "Аюдар"

25.02.2011