О переходных положениях компенсирующего характера, предусмотренных нормами Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для плательщиков страховых взносов; об установлении пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сферах и применяющих УСН; о проекте федерального закона, устанавливающего переходный период по уплате страховых взносов для некоммерческих организаций, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 февраля 2011 г. N Д05-527
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011 - 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.
Кроме того, сообщаем, что по итогам встречи руководителей объединений предпринимателей с Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным, состоявшейся 24 декабря 2010 г., Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России поручено дополнительно рассмотреть вопрос о видах экономической деятельности, на которые распространяются положения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование, предусматривающие льготный период применения по пониженному тарифу.
Во исполнение поручения разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) с целью поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и направленный на изменение подходов к определению перечня видов экономической деятельности субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения и имеющих право на применение пониженной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Законопроектом предполагается установить совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка для некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в 2011 и 2012 гг., и переход к общеустановленному тарифу 34% с 2013 г.
Отмечаем, что при установлении переходного периода для некоммерческих организаций, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в законопроекте указаны следующие виды экономической деятельности, на которые не распространяется переходный период:
1) оптовая и розничная торговля, за исключением розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
2) финансовая деятельность, за исключением благотворительной деятельности благотворительных фондов и деятельности по формированию и использованию целевого капитала некоммерческих организаций;
3) операции с недвижимым имуществом;
4) деятельность гостиниц и ресторанов.
Данный подход позволит охватить весь круг наиболее незащищенных и социально значимых субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций.
Для получения более подробной информации целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов.
Также сообщаем, что в условиях рыночной экономики государство не может объявить запрет на повышение тарифов жилищно-коммунального комплекса, так как любое необоснованное ограничение цен, тарифов естественных монополий ведет к нарушению нормальной хозяйственной деятельности организации. Сдерживание или замораживание тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не является эффективной мерой, поскольку в будущем отмена данного запрета приводит к более высокому росту тарифов на товары и услуги для данной организации и, соответственно, росту тарифов для населения.
Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2010 - 2012 гг. являются рост затрат на топливо и либерализация рынка электрической энергии.
Дополнительную информацию о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно получить на Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства по адресу http://www. smb. gov. ru.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н. И.ЛАРИОНОВА
24.02.2011