О применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при привлечении экспертов и экспертных организаций к аккредитационной экспертизе образовательной деятельности организации, оплате их услуг и возмещении их расходов

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 февраля 2014 г. N Д28и-223

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение ФГБУ по вопросу о порядке привлечения и оплаты услуг экспертов в связи с проведением аккредитационной экспертизы и сообщает.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, а также аудита и контроля в сфере закупок.

Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) в проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям.

Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

Согласно части 16 статьи 92 Закона N 273-ФЗ оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 370 "Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы" (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что оплата услуг эксперта или экспертной организации и возмещение понесенных ими расходов в связи с проведением аккредитационной экспертизы осуществляются в соответствии с заключенным между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, и экспертом или экспертной организацией гражданско-правовым договором.

Размер оплаты услуг эксперта рассчитывается исходя из размера ставки почасовой оплаты труда эксперта, установленного в пункте 5 Правил, и количества часов его участия в проведении аккредитационной экспертизы (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 4 Правил размер оплаты услуг экспертной организации рассчитывается исходя из определенного в соответствии с пунктом 3 Правил размера оплаты труда каждого эксперта и количества экспертов, участвовавших в проведении аккредитационной экспертизы.

Вместе с тем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 483 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений (далее - Регламент), который регламентирует проведение процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений.

Так, пунктом 12 Регламента установлено, что основанием для предоставления государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений является направление образовательным учреждением в уполномоченный орган заявления о проведении государственной аккредитации по установленной форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, с приложением документов.

Кроме того, частью 2 статьи 7 Закона N 273-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Учитывая изложенное, при привлечении уполномоченным органом экспертов и экспертных организаций к аккредитационной экспертизе, оплате их услуг и возмещении понесенных ими расходов необходимо руководствоваться нормами указанных нормативных правовых актов, а не Законом N 44-ФЗ.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Врио директора

Департамента развития

контрактной системы

Д. А.ГОТОВЦЕВ

18.02.2014