В конкурсной документации используется критерий "сроки (периоды) поставки товара". Как при использовании данного критерия определяется лучшее предложение в случае применения нескольких сроков (периодов) поставки? Вправе ли конкурсная комиссия при оценке заявок по этому критерию присваивать предложениям в указанных заявках с суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки, равным менее чем половине суммарного срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации, рейтинг, равный 50?

Ответ: В случае применения нескольких сроков (периодов) поставки лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по критерию "сроки (периоды) поставки товара" признается предложение в заявке с наименьшим суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки. Конкурсная комиссия при оценке заявок по этому критерию не вправе присваивать предложениям в заявках с суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки, равным менее половины суммарного срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации, рейтинг, равный 50, так как ВАС РФ признал норму, предоставляющую такое право, недействующей.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.

Согласно ч. 2 указанной статьи оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Из п. 4 ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ следует, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации, в том числе по срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

На основании ч. 7 ст. 28 Закона N 94-ФЗ порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством РФ предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (далее - Правила).

Порядок оценки заявок по критерию "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" определены п. п. 53 - 60 Правил.

Пунктом 60 Правил предусмотрено, что в случае применения нескольких сроков (периодов) поставки лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по данному критерию признается предложение в заявке с наименьшим суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки.

Согласно абз. 3 п. 60 Правил в случае применения нескольких сроков (периодов) поставки предложениям в заявках с суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки, равным менее половины суммарного срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации, присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.

Вместе с тем Решением ВАС РФ от 21.01.2011 N ВАС-14740/10 абз. 3 п. 60 Правил признан недействующим и не соответствующим ч. 2 ст. 28 Закона N 94-ФЗ.

ВАС РФ отметил: расчеты показывают, что участник размещения заказа, предложивший суммарный срок (период) поставки, равный или больший половины установленного конкурсной документацией суммарного срока, при разных значениях минимальных и максимальных сроков по каждому сроку (периоду) поставки и при разном количестве сроков (периодов) поставки может получить рейтинг, превышающий 50. При таких обстоятельствах участник размещения заказа, предложивший суммарный срок (период) поставки, равный или больший половины суммарного срока (периода) поставки по каждому сроку (периоду) поставки, указанному в конкурсной документации, получает лучший рейтинг, чем участник размещения заказа, предложивший суммарный срок (период) поставки менее половины суммарного срока (периода), указанного в конкурсной документации. То есть заявка с заведомо лучшими условиями получает более низкий рейтинг. При таких обстоятельствах положения абз. 3 п. 60 Правил не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 28 Закона N 94-ФЗ.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

24.02.2011