Организация перед Новым годом и Рождеством рассылает своим контрагентам поздравительные открытки от своего имени. Вправе ли она учесть расходы на приобретение этих открыток для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ: Расходы организации на рассылку перед Новым годом и Рождеством своим контрагентам поздравительных открыток от своего имени могут быть признаны обоснованными в целях налогообложения прибыли и учтены на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
Обоснование: Расходы на поздравительные открытки прямо не поименованы в перечне учитываемых расходов гл. 25 НК РФ, а также не указаны в перечне ст. 270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" НК РФ. В то же время перечень принимаемых расходов открыт, например, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет учитывать иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Поэтому возможность учета рассматриваемых расходов зависит от того, удовлетворяют ли они критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно можно ли их признать экономически оправданными и осуществленными в рамках деятельности организации, направленной на получение доходов.
Поздравительные открытки, отправленные клиентам, могут способствовать:
- укреплению и расширению доверительных взаимоотношений с контрагентами;
- активизации сотрудничества с контрагентами и предпринимательской активности.
Таким образом, данные открытки косвенно оказывают влияние на расширение рынка сбыта и рост выручки от предпринимательской деятельности. Из этого следует, что расходы на поздравительные открытки клиентам организации признаются обоснованными, они понесены в рамках предпринимательской деятельности. Следовательно, НК РФ не запрещает учитывать данные расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
По рассматриваемому вопросу отсутствуют официальные разъяснения, в связи с чем обращаем внимание на то, что мнение финансового и налогового ведомств может как совпадать с изложенным, так и отличаться от него.
В. В.Никитин
Консалтинговая группа "Аюдар"
24.02.2011