Какой документ подтверждает расходы на приобретение электронного авиабилета командированным работником в целях исчисления налога на прибыль? Является ли обязательным наличие у работника посадочного талона?

Ответ: При приобретении командированным работником авиабилета в бездокументарной форме (электронного билета) документом, удостоверяющим договор перевозки и подтверждающим произведенные расходы, является маршрут/квитанция электронного пассажирского билета. При этом, как считает Минфин России, наличие у работника посадочного талона является обязательным. На наш взгляд, отсутствие у работника посадочного талона (например, в случае утраты) не может послужить причиной исключения расходов на проезд из состава затрат в целях исчисления налога на прибыль организации.

Обоснование: Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

В силу п. 3 ст. 105 ВК РФ билет может быть оформлен в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации утверждена Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее - Приказ). Пункт 2 Приказа (в ред. Приказа Минтранса России от 18.05.2010 N 117 "О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. N 134") устанавливает, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.

Из пп. 2 п. 1 Приложения к Приказу следует, что указанный документ выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно и содержит следующие сведения о перевозке:

сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);

наименование и (или) код перевозчика;

номер рейса;

дату отправления рейса;

время отправления рейса;

наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;

тариф;

эквивалент тарифа (если применяется);

итоговую стоимость перевозки;

форму оплаты;

сборы (если применяются);

наименование и (или) код класса бронирования;

код статуса бронирования;

дату оформления;

наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;

норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);

уникальный номер электронного билета.

Отметим также, что, поскольку с вступлением в силу Приказа Минтранса России от 18.05.2010 N 117 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета приобрела статус документа строгой отчетности, при ее оформлении и выдаче пассажиру чек ККТ не пробивается (п. 2 Приказа).

Таким образом, при приобретении командированным работником авиабилета в бездокументарной форме (электронного билета) документом, удостоверяющим договор перевозки и подтверждающим произведенные расходы, является маршрут/квитанция.

Что касается посадочного талона, то, по мнению Минфина России, выраженному в Письме от 16.08.2010 N 03-03-07/27, его представление одновременно с маршрут/квитанцией является обязательным, так как он позволяет подтвердить факт перелета подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. На наш взгляд, отсутствие у работника посадочного талона (например, в случае утраты) не может послужить причиной исключения расходов на проезд из состава затрат, уменьшающих прибыль организации, поскольку маршрут/квитанция содержит все реквизиты, позволяющие идентифицировать проезд работника (в частности, фамилию пассажира, маршрут, стоимость билета, дату перелета), а факт перелета косвенно смогут подтвердить и другие документы, удостоверяющие факт пребывания работника в командировке (командировочное удостоверение, счета гостиницы и т. д.).

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа "Аюдар"

24.02.2011