Положение об учетной политике на 2012 год: типовая учетная политика туристической фирмы

В.В. АВДЕЕВ

Учетная политика любой организации - это нормативный документ внутрифирменного использования, в котором закреплены принципы, методы, процедуры и правила, принятые компанией для ведения учетной работы и составления отчетности.

Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, в т.ч. и для организации, занятой в сфере туризма. Об основных элементах учетной политики туристической организации мы и поговорим далее.

Отметим, что действующее бухгалтерское законодательство во многих случаях не содержит одновариантных методов учета активов и обязательств компании. Следовательно, обеспечить грамотное ведение бухгалтерского и налогового учета в туристической организации без наличия такого документа, как учетная политика, просто невозможно. Ведь именно учетная политика представляет собой документальное подтверждение избранной совокупности способов ведения бухгалтерского и налогового учета, которую применяет организация для своей учетной работы. Причем требование о формировании и утверждении бухгалтерской учетной политики любой организацией закреплено на законодательном уровне, на что указывает ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Обратите внимание! В конце прошлого года Государственной Думой Российской Федерации принят и вступил в действие с 1 января 2013 г. новый Федеральный закон о бухгалтерском учете. Закон не отменяет обязанности экономических субъектов по формированию и утверждению учетной политики компании, более того, он уделяет учетной политике большее внимание, чем Закон N 129-ФЗ, на что указывает ст. 8 Закона.

Вместе с тем Закон N 129-ФЗ содержит только общие требования к учетной политике организации, а конкретные правила ее формирования установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008).

Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Как видим, учетная политика охватывает всю систему учета от первичного наблюдения до обобщения итогов, в силу чего и Закон N 129-ФЗ, и ПБУ 1/2008 обязывают организацию в качестве приложений к учетной политике утверждать:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Формируя свою учетную политику, туристическая компания обязана исходить из допущений, перечисленных в п. 5 ПБУ 1/2008. В то же время если речь идет о компании - субъекте малого предпринимательства, не размещающем публично ценные бумаги, то туристическая фирма вправе отступить от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. в бухгалтерском учете она может определять свои доходы и расходы кассовым методом.

На это, кстати, указывает и п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32 н. Если турфирма пользуется данным правом, то это положение обязательно вносится ею в учетный регламент, а отступление от допущения временной определенности указывается организацией в пояснительной записке, прилагаемой к отчетности фирмы.

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 учетная политика туристической организации должна обеспечивать требования:

- полноты - полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- своевременности - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

- осмотрительности - большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

- приоритета содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

- непротиворечивости - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

- рациональности - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины туристической фирмы.

Как и все остальные, туристические компании должны иметь учетную политику не только для ведения бухгалтерского учета, но и в целях налогообложения. Как отметил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20 ноября 2006 г. по делу N Ф04-7773/2006 (28631-А46-26), учетная политика влияет на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налога, в силу чего ее наличие является обязательным.

Систему налогового учета турфирма формирует самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета. Иными словами, указанная система применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Основным нормативным документом, регламентирующим основы формирования учетной политики в целях налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).

Порядок ведения налогового учета закрепляется туристической организацией в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. На это указывают как положения ст. 313 НК РФ, так и нормы п. 12 ст. 167 НК РФ.

Обратите внимание, что вновь созданная туристическая организация должна утвердить учетную политику для целей налогообложения до окончания первого налогового периода, но применять ее следует уже со дня создания организации. На это прямо указывает п. 12 ст. 167 НК РФ.

Принятая турфирмой учетная политика является обязательной для всех ее обособленных подразделений. На это обращает внимание и Минфин России в своем Письме от 10 августа 2010 г. N 07-02-06/119.

При этом, однажды сформировав свою учетную политику, турфирма может пользоваться ею постоянно, из года в год, внося в нее изменения в случаях:

- изменения законодательства о налогах и сборах (применяется не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений);

- изменения применяемых методов учета (применяется с начала нового налогового периода).

Отметим, что внесение любых изменений и дополнений в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики - отдельным приказом руководителя турфирмы.

Не секрет, что изменения, внесенные турфирмой в свой внутренний регламент ведения бухгалтерского учета, влекут за собой определенные последствия. Если изменения, внесенные в учетную политику, способны привести к существенным изменениям в финансовом положении организации, то их следует оценить в денежном выражении.

Причем оценка таких последствий производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. При этом ПБУ 1/2008 допускает два возможных способа отражения последствий изменения учетной политики:

- ретроспективный;

- перспективный.

Обратите внимание! Если турфирма является субъектом малого предпринимательства и не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, то она может пользоваться только перспективным методом отражения последствий изменения учетной политики. Такое право для указанной категории юридических лиц закреплено в п. 15.1 ПБУ 1/2008. Чтобы воспользоваться данной возможностью, туристическая фирма должна предусмотреть это в своем учетном регламенте.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Кстати, аналогичное требование вытекает и из п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, а также из п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Состав и содержание информации об учетной политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности по конкретным вопросам бухгалтерского учета, устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Если организация публикует свою отчетность не в полном объеме, то информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

Напомним, что информация об изменении учетной политики раскрывается в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

Причем в обязательном порядке приводится не только причина изменения учетной политики, но и содержание таких изменений, а именно:

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, то и по данным о базовой и разводненной прибыли (убытке) на акцию;

- суммы соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до какой это практически возможно.

Итак, на основании действующего бухгалтерского законодательства при разработке проекта учетной политики турфирма может воспользоваться уже имеющейся учетной политикой, в которую следует внести необходимые изменения.

1. Организационные моменты.

В качестве организационных моментов в учетной политике обязательно учитываются отраслевые и структурные особенности туристической фирмы, виды осуществляемой ею деятельности (туроператорская или турагентская), а также приводится перечень применяемых отраслевых инструкций и рекомендаций.

Кроме того, здесь указываются сведения о том, чьими силами в организации ведется бухгалтерский учет, приводится перечень используемой "первички", бухгалтерских регистров, график документооборота, а также порядок отражения информации в учете и составления бухгалтерской отчетности.

2. Способы оценки имущества и обязательств и методы их отражения в бухгалтерском учете.

В учетной политике туристической организации в обязательном порядке необходимо закрепить следующую информацию:

- о нематериальных активах (далее - НМА) - указываются их состав, оценка в целях бухгалтерского учета, определение срока полезного использования, методы начисления амортизации, возможность применения повышенных норм амортизации, переоценки и т.д.;

- об основных средствах организации (далее - ОС) - критерии отнесения активов к основным средствам, оценка ОС, методы начисляемой амортизации, возможность применения повышенных норм амортизации, порядок переоценки, восстановление ОС.

Напоминаем, что Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01) обязывает коммерческие фирмы учитывать в составе основных средств имущество, удовлетворяющее условиям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01. В то же время на основании п. 5 ПБУ 6/01 турфирма может ввести дополнительный критерии - критерий стоимости имущества (не выше 40 000 руб.), который позволит учитывать часть основных средств в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ).

Если организация использует данную возможность, то это решение вносится в учетную политику. Здесь же закрепляется состав первичных документов по движению малоценных ОС и прописывается порядок контроля над их сохранностью;

- об учете затрат на продвижение и реализацию туристского продукта и выручки от оказания туристических услуг. В этом подразделе следует закрепить положения о порядке распределения накладных расходов, об учете общехозяйственных расходов.

Обратите внимание! При формировании учетной политики 2011 г. турфирма в своем учетном регламенте должна была отразить моменты, связанные с резервированием. В частности, следовало указать, создает ли она в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам, а также резервы предстоящих расходов.

При корректировке учетной политики, которой фирма будет пользоваться в 2012 г., эти положения нужно исключить. Во-первых, резерв по сомнительным долгам представляет собой один из видов оценочных резервов, создание которого при наличии сомнительных долгов является обязательным. Кстати, сегодня при формировании этого резерва можно учитывать любую задолженность организации (не только выручку от оказания туристических услуг), которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. На это указывает п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Во-вторых, сегодня резервы предстоящих расходов получили новое значение - с точки зрения бухгалтерского учета они признаются оценочными значениями, которые отражаются в учете также вне желания организации. Правда, если турфирма - субъект малого бизнеса, не размещающий публично ценные бумаги, то она может обойтись без применения Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н (далее - ПБУ 8/2010).

Отказ от применения данного бухгалтерского стандарта турфирма должна закрепить в своей учетной политике. Если этого не сделать, то по умолчанию считается, что организация его применяет в общем порядке. Если же турфирма намерена применять ПБУ 8/2010, то в учетной политике ей следует прописать методику определения величины оценочного обязательства, срок, истечение которого потребует от фирмы учитывать оценочное обязательство по приведенной стоимости, и порядок списания оценочного обязательства на затраты;

- об учете финансовых результатов деятельности турфирмы. Этот подраздел должен содержать информацию о доходах и расходах организации, о том, каким образом в учете будут отражаться возникающие курсовые разницы, как производится списание дебиторской задолженности, учет прибылей (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном периоде.

Кроме того, в учетной политике туристической фирмы должны быть закреплены положения об учете заимствований и финансовых вложений, порядок и сроки проведения инвентаризаций, об используемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета и прочее.

Налоговая политика. В отношении налоговой политики туристическая организация должна указать в своей учетной политике, где формируются данные налогового учета.

Источником информации для определения налоговой базы могут служить регистры бухгалтерского учета. Однако если они не содержат достаточной информации, то следует вести самостоятельные реестры налогового учета на бумажных носителях, в электронном виде или на любых машинных носителях.

Формы регистров, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и первичных учетных документов устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения согласно ст. 314 НК РФ. При их разработке необходимо помнить о списке обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 313 НК РФ:

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

За правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета отвечают лица, составившие и подписавшие их. Внесение исправлений в регистры должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего их, с указанием даты записи.

Отметим, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Хотя если турфирма затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять рекомендуемые формы налоговых регистров, приведенных в Рекомендациях МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Если туристическая фирма является налогоплательщиком НДС, то часть своей налоговой политики ей нужно посвятить налогу на добавленную стоимость. В этом разделе фирме как налогоплательщику НДС нужно указать как минимум следующую информацию.

Порядок нумерации счетов-фактур. В силу того что законодательство по НДС не содержит конкретного порядка нумерации счетов-фактур, в своей налоговой политике турфирма должна закрепить порядок присвоения номеров указанным документам. Практика показывает, что общепринятым способом нумерации счетов-фактур является присвоение номеров в порядке возрастания с начала календарного года. Хотя никто не запрещает турфирме присваивать номера счетам-фактурам с начала налогового периода, месяца или ежедневно. Главное - исключить возможность появления документов с одинаковыми порядковыми номерами.

Отдельное внимание следует уделить нумерации "авансовых" и корректировочных счетов-фактур, которые получили законное хождение с 1 октября 2011 г. Для нумерации таких документов целесообразно предусмотреть использование префикса - буквенной приставки, идущей впереди основного номера документа, например: Ав N 00001 и Кор N 0001 соответственно.

Форма используемого счета-фактуры. Согласно п. 8 ст. 169 НК РФ форму счета-фактуры должно утвердить Правительство Российской Федерации, однако до сих пор соответствующая форма документа не утверждена. В своей учетной политике туристическая компания может закрепить положение о том, что до утверждения формы счета-фактуры в надлежащем порядке турфирма использует форму счета-фактуры, рекомендуемую к применению Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914.

Несмотря на то что Минфин России не считает нарушением отсутствие в форме счета-фактуры, утвержденной Правилами, такого обязательного реквизита, как "наименование валюты", в целях снижения налоговых рисков рекомендуем доработать типовую форму счета-фактуры и внести такой реквизит в документ.

Обратите внимание! Рекомендуемая форма корректировочного счета-фактуры, а также Рекомендации по ее заполнению приведены в Письме ФНС России от 28 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15927@ "О применении корректировочного счета-фактуры".

При этом сами формы используемых счетов-фактур целесообразно привести отдельным приложением к приказу об учетной политике.

Если у турфирмы имеются обособленные подразделения, то в учетной политике следует закрепить порядок документооборота по НДС между "головой" и обособленным подразделением, а также способ взаимного представления данных налогового учета.

Кроме того, в части налога на добавленную стоимость учетная налоговая политика туристической фирмы должна содержать следующую информацию:

1. Распределение сумм входного НДС между операциями, облагаемыми налогом и освобожденными от налогообложения.

Если турфирма осуществляет деятельность в сфере выездного туризма, то она должна организовывать раздельный учет выручки по облагаемым и не облагаемым НДС услугам.

Также туристической фирме необходимо организовать раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в т.ч. основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Необходимость ведения раздельного учета связана с тем, что суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления облагаемых НДС операций, принимаются к вычету, а необлагаемых - учитываются в их стоимости.

Обратите внимание! Если раздельный учет не ведется, то суммы НДС не только не принимаются к вычету, но и не включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Так как гл. 21 НК РФ не содержит законодательно закрепленной методики ведения раздельного учета, то турфирма должна разработать механизм ведения раздельного учета и закрепить его в своей налоговой политике.

При этом в части ресурсов, используемых одновременно в облагаемых операциях и операциях, освобожденных от налогообложения, можно воспользоваться правилом составления пропорции, определенным п. 4 ст. 170 НК РФ.

Кроме того, в учетной политике можно предусмотреть использование правила "пяти процентов", установленного п. 5 ст. 170 НК РФ. Тем более что с 2011 г. пользоваться им на законных основаниях могут не только производственные компании, но и те, кто занят в непроизводственных сферах бизнеса.

В налоговой политике турфирме следует уделить внимание и порядку применения вычетов по НДС в части нормируемых расходов.

Напомним, что в соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ по расходам, принимаемым в целях налогообложения в пределах норм, НДС принимается к вычету только в пределах таких норм. Заметим, что в основном это правило касается командировочных и представительских расходов, а также расходов на рекламу. Причем у туристических фирм объем перечисленных расходов традиционно является высоким.

Применяя это правило, туристическая организация должна указать порядок распределения сумм налога по нормируемым расходам (на основании налоговых регистров или по данным бухгалтерского учета).

В частности, в пределах установленных норм принимаются:

- представительские расходы, включаемые в расходы организаций для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот период (п. 2 ст. 264 НК РФ);

- расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 264 НК РФ) и др.

Пример. Туристической фирмой в отчетном (налоговом) периоде были произведены представительские расходы в размере 118 000 руб., в т.ч. НДС - 18 000 руб. Расходы на оплату труда в этом же периоде составили 600 000 руб.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения по налогу на прибыль представительские расходы принимаются только в пределах 4% от величины расходов на оплату труда, а именно в пределах 24 000 руб. (600 000 руб. x 4%). Оставшаяся сумма представительских расходов 72 000 руб. (100 000 - 24 000) признается сверхнормативной и не может быть учтена для целей налогообложения прибыли, на что указывает и п. 42 ст. 270 НК РФ.

Следовательно, сумма НДС, которая может быть принята к вычету, составит у организации всего 24 000 руб. x 18% = 4320 руб.

Окончание примера.

Обратите внимание! Туристическим организациям, работающим по франшизе, имеет смысл закрепить в учетной политике порядок применения вычетов по налогу на добавленную стоимость по паушальным платежам, которые сегодня в бухгалтерском учете по-прежнему признаются расходами будущих периодов.

Так, в учетной политике турфирма может предусмотреть, что налог на добавленную стоимость, предъявленный франчайзером за предоставленную франшизу, принимается к вычету единовременно при одновременном выполнении условий, перечисленных в ст. 172 НК РФ:

- расходы осуществлены в рамках налогооблагаемой деятельности;

- товары, работы, услуги приняты к учету;

- имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом.

В отношении налога на прибыль турфирма должна отразить в учетной политике применяемый ею метод учета доходов и расходов.

НК РФ предусмотрены два способа признания доходов и расходов:

- метод начисления (ст. ст. 271, 272 НК РФ), которым могут воспользоваться все организации;

- кассовый метод (ст. 273 НК РФ) - могут использовать те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

Пример. Предположим, что выручка турфирмы от реализации туристского продукта составила:

- за IV квартал 2011 г. - 1 670 000 руб., в т.ч. НДС - 254 746 руб.;

- за III квартал 2011 г. - 1 257 000 руб., в т.ч. НДС - 191 746 руб.;

- за II квартал 2011 г. - 845 000 руб., в т.ч. НДС - 128 898 руб.;

- за I квартал 2011 г. - 500 000 руб., в т.ч. НДС - 76 271 руб.

Вправе ли турфирма в 2012 г. воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли согласно ст. 273 НК РФ?

В 2011 г. средняя выручка турфирмы за квартал составила: 905 085 руб. ((1 670 000 руб. - 254 746 руб.) + (1 257 000 руб. - 191 746 руб.) + (845 000 руб. - 128 898 руб.) + (500 000 руб. - 76 271 руб.) / IV квартала).

Средняя выручка турфирмы в размере 905 085 руб. меньше 1 000 000 руб., следовательно, она вправе воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли в 2012 г.

Окончание примера.

В случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение налогового периода налогоплательщик, использующий кассовый метод, обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода (года), в котором было допущено превышение, согласно п. 4 ст. 273 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" в учетной политике для целей налогообложения турфирмам целесообразно зафиксировать следующие моменты:

- формирование первоначальной стоимости ОС, НМА в целях налогообложения;

- применяемые методы амортизации ОС и НМА (линейный или нелинейный метод, а также применение понижающих или повышающих коэффициентов при расчете амортизации), применение амортизационной премии по ОС и т.д.

- методы списания МПЗ в производство для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО);

- состав прямых расходов (для налогоплательщиков, работающих по методу начисления);

- создание резервов;

- метод признания процентов по сопоставимым долговым обязательствам и т.д., и т.п., и др.

Сравнивая порядок формирования бухгалтерской и налоговой учетной политики, а также сами правила бухгалтерского и налогового учета, можно сделать вывод о том, что они имеют много общего. В силу этого, если туристическая компания стремится к снижению трудоемкости бухгалтерской службы, то при желании она может значительно сблизить данные своего бухгалтерского и налогового учета, применяя в обоих видах учета одинаковые правила и методы учетной работы.

В противном случае у организации туризма возникнет необходимость применения такого бухгалтерского стандарта, как Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н.

Если турфирма применяет упрощенную систему налогообложения, то сегодня она может не вести бухгалтерский учет в полном объеме, такое право ей пока предоставляет ст. 4 Закона N 129-ФЗ. В силу этого элементами ее учетной политики могут быть многовариантные методы учета ОС и НМА.

Однако, как уже было отмечено, вероятность принятия нового закона о бухгалтерском учете достаточно высока. Причем в рамках действия нового закона о бухгалтерском учете организации, применяющие УСН, будут вести бухгалтерский учет в общем порядке.

В заключение отметим, что в учетной политике турфирмы, применяемой для целей ведения бухгалтерского и налогового учета, могут быть зафиксированы иные положения, которые организация считает для себя наиболее важными.

Обратите внимание! Несмотря на то что страховые взносы на обязательные виды социального страхования не считаются налогами, в налоговой политике можно и даже нужно уделить внимание порядку учета таких взносов. В первую очередь, по мнению автора, в этой части налоговой политики имеет смысл прописать положение о том, что понимается под выплатами, начисляемыми в рамках трудовых отношений. Так, в своем учетном регламенте турфирма может закрепить, что к выплатам, начисляемым в рамках трудовых отношений, не относятся средства, выплачиваемые работнику в силу закона, а не за исполнение им порученной ему работы. По мнению автора, такое положение налоговой политики позволит турфирме не начислять страховые взносы на некоторые виды выплат работникам, например донорам.

Здесь же нужно прописать, что учет страховых взносов по каждому физическому лицу ведется организацией в специальном регистре по самостоятельно разработанной форме. Саму форму имеет смысл вынести в отдельное приложение к учетной политике.

Так как в бухгалтерском учете не определена методика отражения сумм возможных штрафных санкций по страховым взносам, то в своем регламенте организация может закрепить положение о том, где и как учитываются штрафные санкции. Например, организация может закрепить положение о том, что начисление возможных сумм штрафных санкций в бухгалтерском учете производится организацией с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".