Можно ли учесть расходы на алкогольную продукцию в составе представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль? Существуют ли какие-либо ограничения в отношении размера данных расходов?

Ответ: Расходы на алкоголь можно учесть в составе представительских расходов при наличии подтверждающих документов. При этом общий размер представительских расходов, принимаемых для целей исчисления налога на прибыль, не должен превышать 4 процентов от фонда оплаты труда за текущий отчетный (налоговый) период.

Обоснование: Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

Перечень расходов, соответствующих понятию представительских, приведен в п. 2 ст. 264 НК РФ:

- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);

- буфетное обслуживание во время переговоров;

- транспортное обеспечение доставки участников переговоров к месту проведения представительского мероприятия и обратно;

- расходы на оплату услуг переводчиков.

Так, данный перечень не исключает возможности учесть расходы на алкоголь в составе представительских, поскольку состав расходов на проведение официального приема, а также на буфетное обслуживание п. 2 ст. 264 НК РФ не конкретизирован. В отношении размера указанных расходов следует помнить, что представительские расходы нормируются в пределах 4 процентов от фонда оплаты труда за текущий отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Представители Минфина России также придерживаются мнения о том, что налогоплательщик вправе учесть расходы на алкоголь в составе представительских расходов. Так, в Письме Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176 указано, что расходы на приобретение спиртных напитков учитываются в части расходов на приобретение продуктов питания со ссылкой на п. 2 ст. 264 НК РФ. В Письме от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136 Минфин России также не возражает против учета рассматриваемых расходов при исчислении налога на прибыль.

Следует отметить: ранее разъяснения финансового ведомства сводились к тому, что расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в состав представительских расходов в случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (Письма Минфина России от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30, от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49). Однако более конкретно размер расходов на алкоголь в данных Письмах приведен не был. В связи с неоднозначностью решения вопроса о размерах расходов на алкогольные напитки, вызванной данными Письмами, позднее было выпущено новое разъяснение, в котором отмечено, что представительские расходы учитываются в размере 4 процентов от фонда оплаты труда за отчетный (налоговый) период. При этом на обычаи делового оборота представители финансового ведомства более не ссылаются (см. Письмо Минфина России от 26.03.2010 N 03-03-06/2/59).

Судебная практика по рассматриваемому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков: Постановление ФАС Центрального округа от 27.08.2009 по делу N А48-2871/08-18, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2007 N А56-3739/2006 (Определением ВАС РФ от 20.02.2008 N 16343/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.10.2008 N Ф08-6557/2008 по делу N А53-2231/2008-С5-34.

С. А.Почкина

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

18.02.2011