Может ли документ, оформленный в электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, являться документом, подтверждающим в целях исчисления налога на прибыль расходы, осуществленные налогоплательщиком?
Ответ: Для ответа на данный вопрос следует обратить внимание на следующее.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры (п. 7 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
Каких-либо иных положений в отношении документального подтверждения гл. 25 НК РФ и Федеральным законом N 129-ФЗ не установлено. Соответственно, не установлено и положений в отношении электронного документального подтверждения. Однако говорить о том, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, не является документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, нельзя. Нельзя во многом потому, что электронный документооборот значительно упрощает ведение учета.
Однако, не имея законодательных оснований, сказать о том, что вышеуказанный документ является документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, тоже нельзя. Для этого необходимо обратить внимание на законодательство, так или иначе связанное с вышеуказанным вопросом.
Так, необходимо обратить внимание на Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Целью Федерального закона N 1-ФЗ является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе (п. 1 ст. 1 Федерального закона N 1-ФЗ).
Здесь хотелось бы отметить, что электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при соблюдении определенных условий, установленных п. 1 ст. 4 Федерального закона N 1-ФЗ.
Действие Федерального закона N 1-ФЗ распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 1-ФЗ).
Еще одним нормативно-правовым актом, связанным с вышеуказанным вопросом, является Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", регулирующий отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий и обеспечении защиты информации.
Так, электронный документ, электронное сообщение, подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признаются равнозначными документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если иное не установлено федеральными законами (ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 149-ФЗ).
Получается, что электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, а электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, признается равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью.
Отсюда можно сделать вывод о том, что электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, является документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком.
Д. В.Осипов
Главный специалист-эксперт
отдела налогообложения прибыли
(дохода) организаций
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России
18.02.2011