Государственный заказчик разместил на официальном сайте извещение об аукционе на проведение ремонтных работ. В извещении указание конкретных марок материалов, которые необходимо использовать при ремонте, сопровождалось словами "или эквивалент"

Правомерен ли отказ в допуске на участие в аукционе участнику размещения заказа, который в заявке на участие в аукционе указал на применение материалов, эквивалентных требуемым в документации об аукционе, однако не указал их конкретное наименование и конкретные характеристики?

Ответ: Отказ в допуске на участие в аукционе участнику размещения заказа, который в заявке на участие в аукционе указал на применение материалов, эквивалентных требуемым в документации об аукционе, однако не указал их конкретное наименование и конкретные характеристики, правомерен.

Обоснование: Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) решение об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе принимается аукционной комиссией в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Часть 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в торгах, одним из которых является несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

При этом ч. 3 ст. 34 Закона N 94-ФЗ предусматривает, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

Из совокупного толкования данных норм следует вывод, что участник размещения государственного заказа в случае намерения применить для производства работ материалы, иные по сравнению с указанными в документации об аукционе, но эквивалентные требуемым, должен указать конкретное наименование (марку) товара и его конкретные характеристики; заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2009 N А44-4033/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.06.2010 N А53-28284/2009, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 N 15АП-9893/2010).

Д. В.Завгородний

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

17.02.2011