Дачников могут оставить без земли в трехмесячный срок

(Денисов А., Николаев А.)

("Жилищное право", 2013, N 6)

Текст документа

ДАЧНИКОВ МОГУТ ОСТАВИТЬ БЕЗ ЗЕМЛИ В ТРЕХМЕСЯЧНЫЙ СРОК

А. ДЕНИСОВ, А. НИКОЛАЕВ

Денисов Артем, управляющий партнер ЮК "Генезис".

Николаев Андрей, адвокат АН "Легат".

Идея вр. и.о. губернатора Подмосковья Андрея Воробьева об изъятии для государственных нужд земель в регионе в упрощенном порядке была названа премьер-министром России Дмитрием Медведевым "рациональной". Применять упрощенную схему изъятия земель станут в первую очередь для того, чтобы в срок построить подъездную дорогу к инновационному центру "Сколково" и шоссе в Жуковском. Особый упрощенный порядок будет введен для экономии времени - вся процедура сократится с 3 - 4 лет до 3 месяцев. Как отметил заместитель главы правительства Подмосковья Герман Елянюшкин, под строительство могут быть изъяты и земли рядовых подмосковных дачников.

Артем Денисов

В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Такое изъятие допустимо в исключительных случаях, которые перечислены в ст. 49 Земельного кодекса РФ. В частности, при необходимости размещения:

- объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов, например объектов энергетических систем федерального или регионального значения;

- объектов обороны и безопасности;

- объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

- объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

- объектов, обеспечивающих космическую деятельность;

- объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ;

- объектов электро-, газо-, тепло - и водоснабжения муниципального значения;

- автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Изъятие осуществляется помимо воли и желания собственников участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Но закон есть закон, и за принудительное изъятие собственнику полагается предварительное и равноценное возмещение (ч. 2 ст. 55 Земельного кодекса РФ).

В ст. 281 ГК РФ определено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Оно включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Под равноценным возмещением, как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса РФ и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса РФ входит рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Однако существует до сих пор сомнительная практика по налогообложению. В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом для целей налогообложения прибыли организаций признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Учитывая положения ст. 41 и 268 НК РФ, при изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд у налогоплательщика возникает доход от реализации, который учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли в случае, если выкупная цена земельного участка превышает расходы, связанные с приобретением данного имущества.

Андрей Николаев

Воздерживаясь от оценки проекта "Сколково" с точки зрения его жизненной необходимости для развития инновационных технологий, тем не менее позволю себе утверждать, что строительство любого объекта, если это затрагивает законные права и интересы людей, прежде всего, должно основываться не только на строжайшем соблюдении закона, но и обычного здравого смысла, которые, как показывает законотворческая деятельность всех уровней власти и опыт правоприменения, далеко не всегда сочетаются друг с другом.

К сожалению, сбываются предсказания пессимистов, еще в период начала отъема земельных участков для строительства объектов сочинской Олимпиады предрекавших, что это - лишь "генеральная репетиция" большой компании по изъятию собственности у граждан под предлогом якобы государственных и общественных нужд. Как известно - дьявол в деталях; понятие "государственные и общественные нужды" настолько размыто, что для изъятия земельных участков у собственников какого-либо региона достаточно принять федеральный закон, что, при команде из Кремля, может быть сделано в рекордно короткие сроки. Так, п. 3 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с "иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации". Именно для правового обоснования изъятия земельных участков у собственников для проведения сочинской Олимпиады был принят ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Понятно, что выкупная цена земельного участка вряд ли устроит ее собственника, а предоставление равноценного земельного участка невозможно из-за дефицита земельных участков в Московской области, пригодных для малоэтажного строительства, хотя бы вследствие необходимости подведения коммуникаций, имевшихся на прежних земельных участках.

Название документа