О применении нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, включая услуги по таможенному оформлению товаров, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции по организации международной перевозки товаров, в том числе автомобильным транспортом, между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории РФ, а другой за ее пределами, а также о документах, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС в отношении указанных услуг

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 февраля 2011 г. N 03-07-08/50

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, связанных с международной перевозкой товаров, оказываемых российской организацией, в связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и сообщает.

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным пунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, в том числе автомобильным транспортом, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

В указанный перечень услуг, в частности, включены завоз-вывоз грузов, организация платежно-финансовых услуг и таможенного оформления грузов и транспортных средств. Понятия данных услуг определены Национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.

Таким образом, нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, включая услуги по таможенному оформлению товаров, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции по организации международной перевозки товаров, в том числе автомобильным транспортом, между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за ее пределами, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 Кодекса.

В случае оказания услуг по таможенному оформлению товаров на основании договора, не предусматривающего организацию международной перевозки товаров, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Что касается вопроса о наличии отметок таможенных органов на копиях транспортных документов при международных перевозках товаров воздушным или морским транспортом, представляемых в налоговые органы в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки по услугам, предусмотренным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса, то в соответствии с п. 3.1 ст. 165 Кодекса в случае международной перевозки товаров воздушным судном в налоговый орган представляется копия грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки (перегрузки) либо аэропорта погрузки (перегрузки), находящихся за пределами территории Российской Федерации, а при осуществлении такой перевозки морским судном - копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт разгрузки" или графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации. При этом отметки таможенных органов на указанных документах п. 3.1 ст. 165 Кодекса не предусмотрены.

В то же время согласно указанному п. 3.1 ст. 165 Кодекса при вывозе товаров с территории Российской Федерации морским транспортом помимо копий вышеуказанных документов, подтверждающих факт приемки товара к перевозке, в налоговые органы представляется копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, а в случае погрузки товаров и их таможенного оформления вне региона деятельности российского таможенного органа места убытия - копия поручения с отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров, и отметкой таможенного органа места убытия, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

17.02.2011