При размещении заказа на выполнение строительных работ для нужд обороны в соответствии с перечнем работ для нужд обороны страны и безопасности государства посредством проведения открытого конкурса государственный заказчик устанавливает требование о наличии у участника размещения заказа оборудования, необходимого для выполнения данного заказа, исключительно в собственности. Правомерно ли установление данного требования?

Ответ: Установление государственным заказчиком при размещении заказа на выполнение строительных работ для нужд обороны в соответствии с перечнем работ для нужд обороны страны и безопасности государства посредством проведения открытого конкурса требования о наличии у участника размещения заказа оборудования, необходимого для выполнения данного заказа, исключительно в собственности является неправомерным.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

На основании п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 данного Закона.

Согласно ч. 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена данным Законом.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" установлено, что дополнительным требованием к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов является наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа.

Законодательство РФ не содержит определения понятия наличия того или иного имущества.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Вместе с тем исходя из лексического толкование слова "наличие" оно может предполагать не только нахождение имущества непосредственно в собственности, но и владение данным имуществом как фактическое обладание вещью либо как документально подтвержденное правомочие обладать объектом собственности.

Такое владение может осуществлять, например, арендатор по договору аренды.

В соответствии с ч. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Из изложенного можно сделать вывод, что наличие имущества у лица не обязательно означает наличие этого имущества именно в собственности у указанного лица.

Следовательно, условие о наличии у участника размещения заказа оборудования, необходимого для выполнения работ для государственных и муниципальных нужд, исключительно в собственности противоречит ч. 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

На основании ч. 4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ кроме требований, указанных в ч. 1 - 3 этой статьи, Правительство РФ, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа. Соответственно, в данном случае установленное заказчиком требование неправомерно.

В. В.Половинка

Минфин России

15.02.2011