К вопросу о внешнеэкономической сделке
(Вольвач Я. В.) ("Законодательство и экономика", 2005, N 9) Текст документаК ВОПРОСУ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СДЕЛКЕ
Я. В. ВОЛЬВАЧ
Я. В. Вольвач, заместитель заведующего филиалом "Адвокатская консультация N 71" (г. Москва), адвокат.
Термин "внешнеэкономическая сделка", прийдя на смену термину "внешнеторговая сделка", применяется в источниках права сравнительно недавно. Впервые он был употреблен в тексте Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступивших в силу на территории России с 3 августа 1992 г. и действовавших до 1 марта 2002 г., т. е. до введения в действие части третьей Гражданского кодекса РФ. Но ни Основы, ни Гражданский кодекс не раскрыли содержание означенного понятия. Очевидно, что в связи с этим актуальна проблема отнесения сделки к внешнеэкономической. Наиболее часто применяемый критерий отнесения сделки к внешнеэкономической - нахождение коммерческих предприятий сторон сделки в разных государствах. Именно данный критерий выступает условием регулирования определенных видов ВЭС соответствующими международными Конвенциями - о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.), о международном финансовом лизинге (1988 г.) и о международном факторинге (1988 г.). Но, как указывают специалисты, это отнюдь не означает, что иные международные сделки, не подпадающие под регулирование названными конвенциями, не могут быть отнесены к ВЭС, если анализ содержания таких сделок позволит квалифицировать их как внешнеэкономические, учитывая международный характер и предпринимательскую цель сделки. Сделки, регулируемые международными и национальными нормами, могут считаться внешнеэкономическими, если будут удовлетворять определенным требованиям: носить международный характер и осуществляться в процессе предпринимательской деятельности (для возмездных сделок). Хотя надо отметить: официальная точка зрения не совпадает с приведенными воззрениями, понимая под внешнеэкономической сделкой (правда, с оговоркой, что понятие сформулировано, например, в целях Таможенного кодекса) такую сделку, где сторонами выступают лица, одно из которых находится на территории Российской Федерации, а другое - за ее пределами вне зависимости от национальной принадлежности этих лиц (письмо ГТК России от 7 апреля 2004 г. N 01-06/12818 "О применении подпункта 2 ст. 16 Таможенного кодекса Российской Федерации"). Определяя содержание договора, гражданское законодательство выделяет такую категорию, как "существенные условия", которая, заметим, претерпела эволюцию в ходе развития данной отрасли законодательства. Статья 130 ГК РСФСР 1922 г. относила существенным условиям договора предмет, цену, срок и все те пункты, относительно которых по предварительному заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Причем по смыслу Кодекса условия, которые сформулированы в законе или ином нормативном акте, в разряд существенных не входили, и их отсутствие в договоре на факт заключения договора не влияло: в этом случае действовали условия, предусмотренные соответствующим законодательным или иным нормативным актом. Такие условия относились к разряду обычных. В соответствии с ч. 2 ст. 160 ГК РСФСР 1964 г. существенными являлись те пункты договора, которые признаны таковыми по закону или необходимы для договоров данного вида, а также все те пункты, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Действующий Гражданский кодекс воспроизвел эту формулировку, дополнив ее конкретным указанием на существенность условия о предмете договора (п. 1 ст. 432). Рассматриваемая правовая категория была выделена законодателем с целью установить круг необходимых условий, с момента согласования которых сторонами договор считается заключенным. Существенное значение может придаваться и форме договора. Нормы Гражданского кодекса не содержат специального указания, при отсутствии каких данных то или иное условие считается несогласованным, а внешнеэкономическая сделка незаключенной либо же при отсутствии каких условий она не считается заключенной, как это урегулировано, например, для договора купли-продажи - п. 3 ст. 455 и ст. 554 ГК РФ. Кодекс содержит лишь специальное указание о последствиях несоблюдения простой письменной формы внешнеэкономической сделки, предусматривая ее недействительность в названном случае. Согласно п. 2 ст. 1210 форма внешнеэкономической сделки, в которой хотя бы одной из сторон является российское юридическое лицо (организация или предприниматель), подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Поскольку внешнеэкономическая сделка рассматривается только как коммерческая, логично предположить ее возмездность. Исходя из природы внешнеэкономической сделки соответствующего вида, существенным условием в ней должна быть цена или порядок ее определения. Гражданский кодекс, регулируя отдельные виды обязательств, не предусматривает, что несогласование условия о цене договора (оплате услуг) влечет за собой правовые последствия недействительности сделки. Судебная практика пошла по пути применения последствий недействительности сделок (ст. 167 ГК) и в случае признания судом договоров незаключенными <*>. Сторонам внешнеэкономической сделки необходимо принимать во внимание, что исполнение обязательств повлечет применение не только гражданско-правовых норм, регулирующих собственно договор и порождаемые его совершением правовые последствия, но и иных норм, связанных с исполнением публично-правовых обязанностей, например: по уплате налогов, совершению таможенных операций и т. д. И если к сторонам невнешнеэкономической сделки для урегулирования данной ситуации применяется п. 3 ст. 424 ГК РФ (исполнение договора оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги), то внешнеэкономическая сделка должна содержать цену и валюту сделки, валюту платежа, а также условия оплаты, связанные с предоставлением отсрочки или рассрочки оплаты. -------------------------------- <*> См.: Зинченко С., Газарьян Б. Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства // Хозяйство и право. 1997. N 2. С. 123; Афонина Е. О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Вестник ВАС РФ. 2000. N 7.
Приведенная позиция о содержании условия о цене внешнеэкономической сделки основана на правовых актах. Так, письмо ГТК России от 18 июня 2004 г. N 01-06/22236 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов" устанавливает, что надлежащим документальным подтверждением заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров является наличие во внешнеторговом договоре раздельного указания цены сделки, подлежащей уплате, и суммы процентов за отсрочку или рассрочку платежа. Согласно указанному письму обязательными реквизитами внешнеторгового контракта являются: цена сделки, подлежащая уплате, валюта цены, валюта платежа и т. д., а также условия оплаты товара, связанные с предоставлением отсрочки или рассрочки оплаты (размер процента, взимаемого с заемщика; сроки оплаты цены сделки и процентов, документы, на основании которых будет производиться оплата). Отсутствие специальных норм гражданского права, однозначно регламентирующих порядок заключения внешнеэкономической сделки и ее содержание, привело к тому, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти разработали рекомендации по требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов. К примеру, Роскомторг разослал письмо от 9 ноября 1995 г. N 1-1492/32-21 "О рекомендациях по составлению договоров", а Центральный банк - письмо от 15 июля 1996 г. N 300 "О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов". Названные письма, содержащие нормы гражданского права, разработаны и применяются исходя из целей и специфики деятельности издавшего их органа. Однако такой подход при разработке и применении подзаконных актов не только чреват неизбежными противоречиями их положений, но, что самое главное, - несовместим с основными началами гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ). В соответствии со ст. 1210 ГК РФ стороны могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Соглашение сторон о выборе применимого права должно быть прямо выражено или определенно вытекать из условий договора либо из совокупности обстоятельств дела. Выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным (без ущерба для прав третьих лиц) с момента заключения договора. Стороны внешнеэкономической сделки должны учитывать, что выбор ими подлежащего применению права должен быть добросовестным и законным, а отказ от применения права какого-либо государства может последовать только в случае, когда такое применение явно несовместимо с публичным порядком, действующим в месте нахождения суда. Право, избранное сторонами договора, считается применимым и регулирует порядок заключения договора, действительность договора, основания признания его недействительным, возложение обязанности доказывания обстоятельств, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, права и обязанности сторон по договору, порядок его толкования, порядок исполнения, меры ответственности сторон за его неисполнение или ненадлежащие исполнение, а также порядок прекращения обязательств по договору. Перечень источников юридических норм, которые следует использовать сторонам внешнеэкономической сделки, установлен в ст. 1186 ГК РФ. Однако надо помнить: в соответствии с ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 и 3 ст. 62, ч. 1 ст. 63 Конституции РФ, а также согласно ст. 7 ГК РФ международный договор имеет приоритет перед нормами национального права. Вместе с тем Конституция не содержит указания на критерии или порядок определения международных договоров, связывающие Российскую Федерацию, к международным договорам, обладающим превалирующей по отношению к внутригосударственным нормам силой. Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <*> термин "международный договор" означает "международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования". -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Однако при расхождении внутригосударственных норм и положений международного договора действуют нормы последнего только в том случае, если он ратифицирован Российской Федерацией в форме федерального закона (ст. 5, 6, 14, 15 вышеупомянутого Закона). При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору согласно ст. 1211 ГК РФ применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо из совокупности обстоятельств дела, им считается право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые обязательно надо обращать внимание при заключении внешнеэкономической сделки.
Название документа