В соответствии с договором комиссии организация (ООО) осуществляет оптовую реализацию товара, являющегося собственностью комитента, от своего имени, но за счет и в интересах комитента третьим лицам

При этом в целях обеспечения своевременного поступления выручки от покупателей вышеуказанного товара с кредитной организацией заключен договор факторингового обслуживания без регресса, в соответствии с которым ООО получает финансирование от данной кредитной организации под уступку права требования ООО к покупателям, не исполнившим обязательство по оплате товара, являющегося собственностью комитента, либо данная кредитная организация предоставляет организации поручительство за данных покупателей.

В соответствии с договором комиссии комитент выплачивает организации вознаграждение, при этом сумма данного вознаграждения покрывает сумму расходов комиссионера, связанных с выполнением данного поручения, включая расходы, понесенные в связи с уплатой вышеуказанной кредитной организации вознаграждения за предоставление услуги факторинга и поручительства.

Помимо вышеизложенного, договором комиссии, заключенным между ООО и комитентом, предусмотрено, что в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ расходы, понесенные комиссионером в связи с оплатой кредитной организации гарантий получения денежных средств от покупателей, включая расходы, связанные с оплатой кредитной организации вознаграждения за услуги, оказанные комиссионеру в рамках факторингового обслуживания, а также расходы, связанные с оплатой кредитной организации вознаграждения за предоставление поручительства за покупателей по оплате товара, реализованного комиссионером при исполнении договора, подлежат включению в состав расходов комиссионера.

Вправе ли организация как комиссионер учесть вышеуказанные расходы по оплате кредитной организации вознаграждения за предоставление услуг факторингового обслуживания и поручительства в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль, а полную сумму комиссионного вознаграждения отражать в составе налогооблагаемых доходов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/100

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и расходов и сообщает следующее.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Таким образом, учет доходов комиссионера для целей налогообложения, полученных в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, а также учет расходов, осуществленных в счет оплаты затрат, произведенных комиссионером за комитента, предопределяется условиями заключенного договора комиссии.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

14.02.2011