Организация поставляет продукты питания в сеть магазинов по договору поставки. Также ею заключено дополнительное соглашение к договору поставки с магазинами на оказание услуг по изготовлению и размещению информации о поставляемых продуктах. Вправе ли организация-поставщик учитывать расходы на оплату указанных услуг в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Организация-поставщик вправе учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы на оплату услуг магазинов (в рамках дополнительного соглашения, заключенного к договору поставки) по изготовлению и размещению информации о поставляемых ею в данные магазины продуктах.

Обоснование: В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В п. 1 ст. 779 ГК РФ указано, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Аналогично в ч. 11 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" указано, что услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Законодатель в пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ определил, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 настоящей статьи.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность по оказанию услуг по изготовлению и размещению информации о поставляемых продуктах в магазинах является рекламной деятельностью.

В п. 1 ст. 252 НК РФ указывается, что в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2007 по делу N А56-6929/2007 суд рассмотрел аналогичную ситуацию. По мнению налогового органа, затраты поставщика на оплату покупателям различного рода услуг, связанных с реализацией товара (в том числе по размещению рекламы товаров в средствах массовой информации), не могут включаться в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль поставщика, поскольку они не являются экономически обоснованными ввиду того, что не связаны с деятельностью поставщика товара, поскольку услуги оказываются покупателями товара - организациями розничной торговли (магазинами) не на основании договоров поставки, заключенных с поставщиком, а уже при последующей реализации товара потребителям в рамках договоров розничной купли-продажи. Однако суд признал экономически обоснованными указанные расходы поставщика на оплату данных услуг, поскольку они направлены на продвижение поставляемого им товара, следовательно, затраты на их оплату относятся к расходам, предусмотренным ст. 264 НК РФ. При этом ошибочным, по мнению суда, является вывод налогового органа о том, что спорные услуги оказываются покупателями в рамках заключаемых ими договоров розничной купли-продажи, а не договоров поставки с налогоплательщиком. В данном случае организации - покупатели реализуемого поставщиком товара оказывали соответствующие услуги на основании дополнительных соглашений к договорам поставки товара, заключенных с поставщиком, в связи с чем довод налогового органа о том, что у указанных организаций в рамках договоров поставки не возникла обязанность оказывать поставщику услуги, является необоснованным.

Следовательно, в рассматриваемом случае поставщик вправе учитывать соответствующие затраты на рекламу как расходы, уменьшающие доходы в целях налогообложения прибыли.

В. В.Половинка

Минфин России

11.02.2011