Работник занимает в организации две должности (обе - по совместительству). Можно ли заключать один трудовой договор с указанием обязанностей по обеим должностям или нужно заключать два трудовых договора? Нужно ли отражать отработанное время в табеле учета рабочего времени отдельно по каждой должности?
Ответ: Согласно ст. ст. 56, 57, 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем, в котором указывается трудовая функция (работа по должности), заключаемое в письменной форме.
Исходя из текста вопроса работник выполняет именно работу по совместительству, а не совмещает разные должности, поскольку выполняет дополнительную работу не одновременно со своей основной работой (ст. 60.2 ТК РФ).
Таким образом, работник выполняет две разные трудовые функции в разное время.
Поскольку законодательством в ст. 282 ТК РФ установлено, что совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора, в котором обязательно указание на то, что работа является совместительством, следовательно, с работником должен подписываться отдельный трудовой договор по каждой должности.
Следует учитывать, что согласно ст. 288 ТК РФ трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной.
Указав в одном трудовом договоре две разные должности, работодатель не сможет воспользоваться своим правом прекратить трудовые отношения с работником-совместителем в случае приема на работу основного работника по одной из должностей.
Согласно ч. 4 ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет отработанного времени.
В табеле учета рабочего времени (унифицированные формы N N Т-12 и Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты") необходимо фиксировать фактически отработанное время по каждой из занимаемых работником должностей.
Таким образом, при исполнении обязанностей по двум разным должностям, не на условиях совмещения должностей с работником должны быть заключены трудовые договоры по каждой из этих должностей. Учет отработанного времени ведется работодателем отдельно по каждой должности в табеле учета рабочего времени.
О. Г.Кондратьева
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
10.02.2011